Архив   Авторы  
Выставка в Московском центре искусств на Неглинной предваряла Второй аукцион современного русского искусства Sotheby‘s в Лондоне

Искусство больше не в долгу
Искусство и культураСпецпроект

Современные художники нашли своих покупателей



 

Две недели назад произошла сенсация. На аукционе Phillips de Pury картина Ильи Кабакова «Жук» 1982 года ушла за 5,84 миллиона долларов - рекордная сумма для советского послевоенного искусства. Роскошный жук, написанный на фанере, в сопровождении текста детского стиха о встрече юного натуралиста с будущим экспонатом энтомологической коллекции, обогнал выставлявшиеся на торги работы Ричарда Принса, Джеффа Кунса и даже Энди Уорхола.

Ноm судя по всему, интрига только закручивается. 12 марта в Лондоне состоится аукцион Sothеby's, посвященный современному русскому искусству. Предыдущий «русский» Sothеby's (февраль 2007-го) произвел сильное впечатление общей суммой продаж - 5,1 миллиона долларов и рекордными ценами. Однако глава отдела русского искусства Sotheby's в Лондоне Джоан Викери признавала, что пока на торги выставляются работы советских художников-нонконформистов 1950-1980 годов. О том, что называется актуальным искусством, речь не шла: «Покупатели до сих пор не знакомы с этим периодом, со временем мы, может быть, будем его продавать, но пока рано». На нынешних торгах предполагают выручить уже 5,2 миллиона долларов. И наряду с топ-лотами - картинами Олега Васильева «Перед рассветом» (эстимейт 393-590 тысяч долл.), «Уход» (98,5-138 тысяч долл.), работами Эрика Булатова, Александра Косолапова - на аукцион заявлены произведения актуальных художников. А именно - Олега Кулика, Сергея Шутова, АЕS+F, Виноградова и Дубосарского, Владимира Куприянова, Натальи Турновой... Многие из них впервые окажутся на аукционных торгах. Фактически Sotheby's проводит разведку боем, выпуская новичков на арену международного арт-рынка. Что же позволило крупнейшему аукционному дому на это решиться?

В Sothеby's уверены, что аукционы - не что иное, как самый эффективный способ продвижения российского искусства. Звучит смело. При чем тут, спрашивается, культурная политика? Мы привыкли думать, что продвижение искусства - это скорее некоммерческие проекты, музейные выставки, премии. Скажем, премия Кандинского очень даже ощутимо подняла престиж современного российского искусства. Согласитесь, 30 тысяч человек, которые пришли на выставку ее номинантов - извините, население небольшого городка. Однако, с другой стороны, опыт продвижения искусства имеется не только у музеев. Во времена не столь отдаленные этот вопрос был сугубо идеологическим. Ансамбль «Березка», краснознаменный ансамбль имени Александрова, а также палехские шкатулки вкупе с русской водкой, черной икрой и масленичными блинами долгие годы были беспроигрышным ходом арт-дипломатии, создававшей бодрый, эмоциональный, миролюбивый имидж советской империи с «человеческим лицом». Спустя четверть века стало очевидно, что в сущности это был не такой уж плохой пиарный ход. Вариант идеологического масскульта, пиарившего имидж СССР, был ничем не хуже масс-культа западного. Неудивительно, что на Западе он шел на ура.

Но сегодня времена изменились. На место идеологии пришла коммерция. Иначе говоря, сегодня за российским искусством стоит не государство, а отечественный покупатель. То, что он вполне себе серьезная сила, знает даже тот, кто слышал только о покупке коллекции яиц Фаберже за 100 миллионов долларов. Тот же Sotheby's утверждает, что годовой оборот торгов русским искусством на этом аукционе за последние семь лет вырос в 30 (!) раз. То есть в 2000 году Sothеby's было продано русского искусства на 6 миллионов долларов, а в 2007-м - на 180,8 миллиона. Можно, конечно, предположить, что русское искусство покупают не только граждане нашей страны. Но тем не менее.

Если государство делало ставку на «народный» масскульт, то серьезные покупатели склонны ориентироваться на раритет, подлинник и музейный контекст. Косвенным подтверждением ценности становятся участие произведения в крупных музейных выставках, а также вторичные продажи. И вот, наконец, другой вполне ожидаемый результат - покупатели начинают обращать внимание на отечественное современное искусство. Современник - вот он, рядом, правда, можно сказать, почти неизвестный, но когда известным станет, и цены будут другие. Получается, что риски не больше, чем на рынке акций. При этом с художником и пообщаться можно, и в мастерскую зайти. Вернисажи, выставки и другие радости жизни становятся осмысленными и разумными. Скажем, после того, как в прошлом году абстрактная картина Евгения Чубарова была продана на Sotheby's за 288 тысяч фунтов, в Москве за год прошло две его выставки. Вспомнили и ранние работы, и поздние...

О том, что намеченный процесс идет семимильными шагами, свидетельствуют и рекордные продажи русских художников, и тот же грядущий аукцион Sotheby's. Причем не менее важно, что в оценке работ, по-видимому, уже не играл роли шлейф идеологических коннотаций. Попросту сегоня уже мало кого волнуют нонконформизм, бунтарство или другие столь же эффектные вещи. Существеннее, например, тот факт, что произведения АЕS+F показывались на Венецианской биеннале и были номинированы на премию Кандинского. Похоже, у нас начинают работать институт премий, биеннале и других некоммерческих структур в качестве противовеса рынку и одновременно как гарания качества. Независимые эксперты гарантируют актуальность тем, владение языком современного искусства и включение в международный контекст. В последнем, кстати, заинтересованы не только продавцы, но и покупатели. Представьте себе, что вы стали обладателем раритета, который больше никто оценить не в состоянии. Это, конечно, круто. С другой стороны, в час «Х», если вам вдруг придется продавать работу, может оказаться, что эта чудная вещь в себе - абсолютно неконвертируемая валюта. Поэтому мало кто так заинтересован в популяризации, объяснении и выставках, как счастливый обладатель художественной ценности.

Впереди России всей

- С точки зрения продвижения русского искусства самый правильный шаг - опора на авангард. Русский авангард западные зрители воспринимают легко. Они соотносят его с собственным искусством ХХ века, будь то экспрессионизм или дадаизм, модернизм или позднейшая абстракция. Он выглядит для них знакомым незнакомцем, поэтому и Россия в этом случае представляется не азиатской экзотической страной, а понятной европейской державой.

А самое важное, что в начале ХХ века русское искусство не было робким подражателем, копиистом западных учителей. Напротив, именно в это время российские мастера ведут диалог на равных и с Матиссом, и с Сезанном, и с кубистами. Более того, это тот период, когда русские художники совершают прорыв в будущее искусства ХХ века. Супрематизм Малевича, абстракции Кандинского, конструктивизм Родченко, «Бубновый валет» и творчество «амазонок русского авангарда» - это открытия, с которыми Россия вошла в историю искусства ХХ века. Мы были тогда первопроходцами. Нам есть чем гордиться. Поэтому такие выставки, как, например, «Из России» в Королевской академии искусств Лондона или выставка Александра Родченко в Хейуард-галерее, как раз в точку. Они предлагают европейцам увидеть русское искусство, а значит, и Россию как часть собственной культурной истории.

В этом смысле русский авангард оказывается идеальным проводником к древней иконописи, наивному лубку, фольклорным вывескам. Скажем, «Купание красного коня» Петрова-Водкина невозможно понять, не видя «Танца» Матисса. Но его «Петроградская мадонна», написанная на фоне города, ведет к образам древних византийских ликов.


Михаил Каменский

ге­не­раль­ный ди­рек­тор а­ук­ци­он­но­го до­ма «Sotheby's Рос­сия и СНГ»:

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера