Архив   Авторы  
В центре экспозиции Манежа в дни фестиваля оказались «Огненный куст» Иржи Шугаика

Не продается вдохновенье
Искусство и культураСпецпроект

Фестиваль «Традиции и современность» объединил арт-смотр и ярмарку




 

Несмотря на то что фестиваль проходил в Москве, площадка его была выстроена с геометрической стройностью, достойной Питера. Точно в центре первого этажа Манежа сиял извивами неоновых огней «Огненный куст» известного чешского скульптора Иржи Шугаика. С одной стороны на куст смотрел, расположившись на скамейке, бронзовый Антон Павлович Чехов, с другой - высилась мощная фигура Петра I. Оба памятника - работы российского скульптора Владимира Суровцева. «Огненный куст» прозрачно намекал на «неопалимую купину», Антон Павлович символизировал великую гуманистическую традицию, Петр I - государственную мощь. Все вместе смотрелось как целостное и вполне пафосное высказывание на тему «государственность - культура - Бог».

В этой композиции «Огненный куст» явно был наделен двойным смыслом. Отличный дизайн, способствовавший в свое время украшению шанхайского отеля и столичного торгового комплекса, демонстрировал, что нынешнее искусство достаточно гибко для того, чтобы вписаться в рынок. Собственно, окружающие «прешпекты», образованные стендами, напоминали торговые ряды. Но не шумные и неделикатные ряды Сорочинской ярмарки - скорее, строгий блеск бутиков ГУМа, с присущим им европейским лоском и буржуазной импозантностью.

И того и другого, а именно лоска и импозантности, было не занимать фестивалю, где среди членов жюри вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, атташе по культуре посольства Литвы в России Юозас Будрайтис, председатель Союза фотохудожников Литвы Антанас Суткус… Словом, все 15 членов жюри - люди уважаемые и солидные.

Что касается программных целей, то они впечатляют. Организаторы подчеркивают, что их задача - «объединить два направления - фестиваль и арт-ярмарку». Таким образом, каждый посетитель получит уникальную возможность приобрести не просто «предмет искусства», но «участника конкурсной программы», за «качество» и отбор которого отвечает организационный комитет». Иначе говоря, более 600 участников, которые представляют традиционное и современное искусство в самых разных жанрах (от скульптуры до куклы, от серебряных украшений до монументальной мозаики), объединились не на идеологической или художественной основе, а на коммерческой. Участники заплатили за аренду стендов и получили возможность продавать свои произведения в канун 8 Марта. В качестве бонуса они обрели также надежду стать победителями фестиваля. Надо признать, что в этом году шансы участников резко увеличились: если в прошлом году количество номинаций было 14, то в этом году их уже 21.

Судя по нынешнему фестивалю, ему в скором времени понадобится номинация «Кукла». Благо раздел «Куклы мира», заявленный в качестве спецпроекта, стал одним из самых оживленных. Неподалеку от миролюбивых итальянских, напоминающих помесь набоковской Лолиты с кэрролловской Алисой, можно было обнаружить радикальный японский проект «Жизнь и смерть куклы». Похоже, его создатели в детстве настрадались от слащавой экспансии Барби и Кена и теперь отыгрываются на других ни в чем не повинных кукольных созданиях. Второй очевидный источник их вдохновения - японские ужастики и мульты «манга». Голова куклы, аккуратно помещенная внутрь банки (по виду - двухлитровой), - неслабый экспонат. Чуть в стороне - куклы, которые служат науке верой и правдой. Они демонстрируют исторические костюмы, например князя Александра Невского, реконструированные Ириной Волкодаевой. Понятно, что такой наряд, помимо искусствоведческих штудий, предполагает и сложнейшее шитье.

Надо сказать, что фестиваль настойчиво напоминал, что «искусство» и «искусный», то есть мастеровитый, - близкие родственники. Искусность можно было обнаружить не только в работах тобольских мастеров, продолжающих народную традицию резьбы по кости, но и в произведениях, например, Любови Григорьевой из Казани. Ее стенд украшал черно-белый кардиган «Ралли», при виде которого можно вспомнить хоть Александра Родченко, хоть Андре Куррежа, хоть Жана Поля Готье. Кажется, последний увлекался в 1990-е стилем low tech, то есть «низкими технологиями». Но такого и у Готье не было. Фишка в том, что кардиган сделан… из шнурков. 400 шнурков - ни у кого такого наряда больше нет!

У скульптора Андрея Волкова из Калуги можно обнаружить другой вариант работы с «низкими истинами». Волков использовал материал… анекдота. Он сделал цветную скульптурную композицию «Чапаев», стилизованную под язык наивного искусства. Над горами белое облако с надписью «Черный ворон», у подножия гор - голубая река Урал, на одной стороне - Петька с балалайкой, на другой - бравый Чапаев на коне. Ну и Анка тут же - куда же без нее. Анекдоты про Чапаева, разумеется, интересны тем, что отсылают не только к советскому фильму, но к теме подвига и гибели героя, к которой обращался и фольклор. В результате вполне постмодернистская работа оказывается очень теплым высказыванием о смерти и подвиге, памяти и забвении.

Вообще для художников и мастеров из провинции в Манеже была возможность найти не только новых зрителей, но и покупателей. При этом столица для некоторых из них давно уже не последняя инстанция. «Москва по сравнению с Парижем подороже будет, но до Парижа еще и долететь надо», - заметил один из художников, имевший опыт участия в парижском «Салоне независимых». Так что если мастер из провинции, это отнюдь не означает провинциальности его уровня. Скажем, архитектор и художник Михаил Мантулин, живущий сейчас в Калуге, в 2002 году получил Гран-при на III Международном салоне во французском городе Монтабан. В Москву Мантулин привез коллаж «Посвящается Э. Штейнбергу». В абстрактную геометрическую композицию в духе Штейнберга, сделанную из оргалита, картона, стекла, вмонтирован… ноутбук, который в режиме слайд-шоу показывает кадры встречи с легендарным нонконформистом. Остроумие замысла нельзя не оценить.

Наконец, арт-ярмарка, как любой бизнес-проект, делает особый акцент на социально значимых программах. Среди них и деятельность фонда «Семья для каждого ребенка», и работа группы Sajra из Белоруссии, представившей панно «Волшебный сад» - оно будет передано в дар белорусскому детскому онкогематологическому центру. И «Парад кукол», среди авторов которых Илзе Лиепа и Дима Билан, Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. Все средства от благотворительного аукциона, прошедшего 9 марта, будут направлены в НИИ детской онкологии и гематологии и в Морозовскую детскую больницу.

УСПЕХ

Одной «Верой» связаны

Фестиваль «Традиции и современность» завершился торжественным вручением призов в Московском доме музыке. Старейшим лауреатом премии «Вера» стал художник-карикатурист Борис Ефимов, награжденный «за долгую творческую жизнь и верность искусству».

В номинации «Живопись» победили Игорь Обросов, Ильяс Айдаров, Дмитрий Санджиев, Михаил Гельман, Нго Суан Бинь, Игорь Гончаров, Сергей Тороп.

Среди графиков обладателями статуэтки «Вера» стали Ангел Гешев, Константин Калинович, Константин Васильев.

Также призами отмечены мастера прикладного искусства: Дмитрий Цедро, Александр Глазков, Ольга Лахина (проект «Куклы мира»), Ольга Победова.

Лауреатами среди скульпторов названы Владимир Суровцев, Катаб Мамедов, Туан, Даши Намдаков, Буманц SGT-Art gallery.

Светлана Задорина, Ольга Францкевич-Ёранссон, Видас Бивейнис победили среди фотографов.

Лауреаты фестиваля получат возможность представить свои работы на выставках Франции, Венгрии, Люксембурга, Италии, Бельгии, Латинской Америки, Египта, Кипра, Австрии, Германии.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера