Архив   Авторы  
Кадр из мультфильма «Шрек-2»

Кузница мульткадров
Искусство и культураСпецпроект

Голливудскую DreamWorks Animation называют трамплином самых успешных анимационных проектов. Корреспонденту «Итогов» удалось побывать в головном кампусе студии в калифорнийском городке Глендейле









 

Больше всего территория DreamWorks Animation SKG, Inc. напомнила мне идиллический Солнечный город из незабываемой детской книжки «Приключения Незнайки». Пиарщик студии, молодой француз Оливье Муру, не скрывал гордости, когда водил меня по живописному парку и лабиринтам здания. Шесть акров тщательно обработанной земли с тенистыми аллеями, фонтанами, уютными двориками, речкой и даже лагуной. Буйные тропические заросли перемежаются с орнаментальными кустами-баскетами. Одна из таких вот зеленых скульптур на главной площади повторяет композицию, знакомую по заставкам фильмов DreamWorks: мальчик сидит на кончике серпа Луны с удочкой, а от поплавка расходятся круги. Архитектурный стиль офисного здания и прилегающих построек определить затруднительно. Башня и акведуки сделаны в романской традиции, а отдельные пространственные блоки решены в прагматичном ключе чикагской школы.

Офисные помещения занимают более 30 тысяч квадратных метров, из которых мы с Оливье обошли верную половину. В ходе предварительных переговоров, занявших месяца два, меня предупреждали, что часть помещений не предназначена для посещения. Да и во время экскурсии озабоченный Оливье то и дело подбегал то к одному, то к другому компьютеру, уточняя, можно ли чужаку заглянуть в монитор. Сегодня, в эпоху острого дефицита сценарных и визуальных идей, студии страшно боятся промышленного шпионажа. Скажем, сюжет и главные примочки грандиозного анимационного проекта «Кунг-фу Панда», на который DreamWorks делает главную ставку в предстоящем летнем сезоне, долгое время держались в секрете. И мне разрешили лишь одним глазком взглянуть на утвержденные для рекламного трейлера микрофрагменты. Немудрено: в последние годы DreamWorks ведет жестокую борьбу со студиями Pixar и Disney, которые, к слову, часто выступают тандемом.

«K» остался на трубе

DreamWorks Animation гордо называет себя независимой студией. Ее основа была заложена в 1994 году в результате слияния специализированного анимационного отделения студии DreamWorks SKG и компании Pacific Data Images (PDI). Буквы SKG означали тройственный союз магнатов индустрии развлечений - Стивена Спилберга, Джеффри Катценберга и Дэвида Геффена. Однако через десять лет на студии случилась структурная революция. Из блистательной триады S упало, G пропало, а на анимационной трубе остался один Катценберг. Что вполне логично, ведь он долгие годы рулил самим Disney и заслужил пожизненные лавры за «Короля Льва». Что же до его могучих друзей, то Спилберга пригрел Paramount, а Геффен тратит время и деньги на благотворительность и политические интриги. Студия же получила теперешнее название и сфокусировалась на производстве исключительно трехмерных полнометражных анимационных фильмов, основанных на компьютерной графике. Они называются короткой аббревиатурой CG.

Среди главных достижений DreamWorks - флагманский «Шрек» (второй и третий выпуски принесли 881 и 791 миллион долларов соответственно), две «Братвы» - «Подводная» и «Лесная», а также «Мадагаскар». Продукцию студии прокатывает Paramount, а снимается она в двух кампусах - в Глендейле и Редвуд-Сити, что на севере Калифорнии в Силиконовой долине. Да еще по контрактам работает пара десятков подрядчиков, фирм и лабораторий, выполняющих конкретные специализированные задания. В год студия снимает в среднем два мультпроекта. В совет директоров Катценберг пригласил несколько светлых голов большого бизнеса, в том числе Пола Аллена, одного из основателей Microsoft, Ховарда Шульца, главу корпорации Starbucks, Мег Уитман, президента интернет-аукциона eBay, и Карла фон дер Хайдена, бывшего главного финансиста PepsiCo, Inc.

Собственно, анимацию эти акулы капитализма рассматривают исключительно как бизнес, а фильмы - как продукт, выбрасываемый на рынок. Наверное, в этом и есть сермяжная правда.

Логика муравейника

Трехмерная анимация по-голливудски - чисто коммерческий и во многом обезличенный продукт. Здесь привычные для московской тусовки разговоры про духовность и самовыражение вызывают лишь недоуменное поднятие бровей. Да, на DreamWorks уважают и Норштейна, и Петрова, и вообще оригинальность художественного видения. Но на практике эксплуатируют лишь одну генеральную диснеевскую линию с акцентом на красочное жизнеподобие. Понятно, что в новом трехмерном компьютерном формате возможности для реалистического воплощения любых фантазий неограниченны.

Организационные принципы работы мне популярно объяснил один из ведущих художников-аниматоров студии 48-летний Сергей Кушнеров. Его еще в 92-м пригласили из Киева на работу в Disney, а в 95-м переманили в DreamWorks лично Спилберг и Катценберг. Итак, вначале кого-то из творцов посещает «эврика», идея обрастает плотью, и пишется сценарий. Студия, одобрив проект, нанимает режиссера или режиссеров. Анимация - сложнейшее производство, и поэтому два-три режиссера на одном проекте не редкость. Создается группа подготовительного периода, разрабатывающая дизайн персонажей, концептуальные фоны и раскадровки (сториборды). Параллельно идет кастинг актеров для озвучания. Раскадровки, которые сегодня делаются на компьютерах, монтируют вместе, одним куском. То есть делается полуфабрикат, черновой вариант предполагаемого фильма. С таким фильмом-эскизом работа идет примерно первые полтора года.

Когда прозвучали все принципиальные «о'кей», строятся трехмерные движущиеся модели персонажей и декорации. Затем подключаются аниматоры по специальным эффектам и «текстурщики», то есть спецы, которые наращивают обшивку на здания, надевают одежду на героев и создают такие сложные «картинки», как вода и огонь. Художники-колористы расставляют цветовые акценты. На последнем этапе на DreamWorks, как, заметим, почти на всех голливудских студиях, организуются тестовые просмотры. Аудиторию подбирают «из толпы», а ее реакцию и exit poll анализируют, пытаясь понять, на что зритель реагирует лучше, а на что хуже. Бывает, что после таких «испытаний» в фильм вносятся изменения.

Так, в ходе работы над последним для студии двухмерным фильмом «Синдбад: Легенда семи морей» Кушнерову, супервайзеру аниматоров, поручили разработать эпизодического персонажа - собаку Спайка. Но когда сделанный им фрагментик показали на тест-скрининге, выяснилось, что публике пес очень понравился. Начальство приняло волевое решение - добавить на Спайка сто футов анимации, что означало 66 секунд экранного времени. Пришлось Сергею и его команде придумывать новые сценки, то есть все делать практически наново.

Делать такое кино дорого и долго: в среднем производство занимает до четырех лет, а бюджеты достигают 130-160 миллионов долларов, что не меньше, чем в игровых голливудских фильмах со звездами первой величины. Как правило, полнометражные мультфильмы - это веселые и поучительные истории про животных (птиц, насекомых или рыб), в которых легко угадываются человеческие типажи и проблемы. Как, скажем, в недавней «Би Муви: Медовый заговор» (Bee Movie). Особенно публика любит, чтобы в том или ином персонаже, в его облике, мимике и повадках проступал актер, озвучивающий роль. В умненькой пчелке узнается кумир американских телеэкранов Джерри Сайнфелд, в Шреке - Майк Майерс, в Осле - Эдди Мерфи, в акуле Дон Лино - Роберт Де Ниро. Скорее всего по той же нехитрой схеме пойдут и в будущей «Панде»: мягко шаржируют и медвежонка По - под Джека Блэка, и его наставников в боевых искусствах Мастера-Манки - под Джеки Чана, и Шифу - под Дастина Хоффмана.

Все как один

По мере того как мы с Оливье наматывали километры студийных коридоров-лабиринтов, я убеждался: снимать анимацию - как египетскую пирамиду строить. О кропотливости и черепашьих темпах говорит средняя норма выработки на аниматора: приблизительно 5 футов в неделю, то есть около 3 секунд экранного времени. Но, конечно, нормы очень приблизительны и зависят от сложности и специфики проекта. Бывают такие головоломные сцены, что над ними приходится корпеть по несколько месяцев. 26-летний аниматор по спецэффектам Никита Павлов, бывший москвич, выпускник Корнеллского университета, получил задание сконструировать для «Панды» ураган из лепестков. Вихрь должен завертеться вокруг медвежонка, а потом вдруг улечься. На экране это действо займет секунд 10-13, а трудился над ним Никитa пять месяцев.

Административная структура тоже пирамидальная. На самом верху студийные боссы и продюсеры, которые суют нос в каждую мелочь. На проекте главный - режиссер, под ним «ходят» супервайзеры по направлениям. Анимация персонажей, анимация спецэффектов, анимация фонов, запись звука и так далее. Десятки, сотни специализаций. Сотни, тысячи конкретных заданий вроде вихря из лепестков. Из этих микрофрагментов, как гигантский пазл, складывается фильм. Редко кто на сеансах в кинотеатре дожидается, пока пройдут все титры в конце полнометражной анимации, - список трудящихся бесконечен.

В этом Солнечном городе трудятся сотни истинных талантов узкой или широкой специализации. Незнайки здесь не задерживаются. А труд Знаек, которых сюда рекрутируют со всего мира, ценят высоко. Как сообщает местная газета профсоюза художников американской киноиндустрии, средняя зарплата аниматора - 100 тысяч долларов в год. Супервайзеры получают в два-три раза больше, причем зарплаты у всех индивидуальные. Ну а суперпрофи, асы визуальных чудес, такие как ушедший в 2005 году со студии легендарный аниматор Джеймс Бакстер, как говорят, зарабатывают по полмиллиона долларов в год, а может, и больше. Что касается распределения прибыли, то всем сестрам раздают по серьгам, независимо от того, работал ты на суперуспешном «Шреке» или тебя задействовали на другом проекте. Годовой бонус может составить солидный приварок к зарплате. Выразительный штрих: в кафетериях и ресторане на территории студии всех, и работников, и гостей, кормят бесплатно. Когда погода солнечная, а это в Калифорнии норма, многие предпочитают обедать и перекусывать на пленере, у лагуны, под сенью оливковых деревьев. Я видел, как в обеденный перерыв ребята-художники резались в пинг-понг и настольный футбол. Такой вот социализм на отдельно взятой капиталистической студии.

Могила неизвестного аниматора

Но это с одной стороны. А с другой? Сидят одаренные, высокопрофессиональные люди с высокими зарплатами и коллективно шьют лоскутное одеяло на потеху публике. Причем лоскуты должны быть в одном стиле, никакого ячества и личных мотивов. Кушнеров процитировал мне свой любимый девиз: «Помни, что ты уникален, как и все остальные». Так что не будет преувеличением сказать, что DreamWorks Animation - могила неизвестного аниматора, выложенная золотой плиткой. Но когда я эту мрачноватую формулировку озвучил в разговоре с Кушнеровым, тот запротестовал.

«Я люблю свою профессию, в которой работаю с 1981 года, сначала в Советском Союзе, а затем в Америке, - сказал он. - Делаю то, что мне нравится, и мне за это платят деньги». Конечно, как любой аниматор, Кушнеров хочет делать свое кино. Полгода назад он презентовал идею и сценарий короткого фильма специальной студийной комиссии, ей понравилось. И теперь в свободное время Сергей вместе с одним из коллег работает над проектом. Руководство студии приветствует, если ты, к примеру, рисуешь комиксы, пишешь сценарии или книги, занимаешься рисованием или живописью. В Калифорнию постоянно приглашают выдающихся мастеров анимации (скажем, приезжал сюда с лекциями Юрий Норштейн), здесь устраиваются бесплатные просмотры фильмов и арт-выставки. Руководство студии понимает: счастливый художник будет делать счастливое кино. А значит, мы скорее всего доживем до «Шрека-10» и «Мадагаскара-5».

В другой кампус студии, Редвуд-Сити, где трудятся примерно триста человек, я не попал. Но с одной из его сотрудниц, тоже из наших, пообщался по видеоконференции. 25-летняя Екатерина Исиченко, родом из подмосковного Долгопрудного, как и уже нам знакомый Никита Павлов, окончила Корнеллский университет, где изучала математику и компьютерные науки, и была замечена рекрутерами из DreamWorks. Работает в отделе «характерных эффектов», где нужно или платье на Фиону прикинуть, или веревочку, которой подпоясан Шрек, развязать. В общем, подсобная мелочовка. Говорит, что ей очень пригодилась линейная алгебра, которую изучала в университете. Рядом с Катей трудятся такие же, как она, Знайки со всего света, среди которых много французов и китайцев. Действует «правило десяти минут» - если, получив от начальства очередное задание, ты не придумал ничего вразумительного за это время, обратись за помощью к коллегам. Мечта у Кати - сделать свой мультфильм.

...На сайте студии вас встречает занесший для удара ногу, извините, лапу, панда-боец. Ударит он по мировому кинопрокату в начале июня. Сколько публики соберет фильм в кинозалах, волнует и Катценберга, и всю его сплоченную рать. А также инвесторов Солнечного города в Глендейле, от которых, собственно, и зависит жизнеспособность фабрики. Для них на сайте вывешены курс акций студии и годовой график его колебаний. Вот она, главная алгебра, которой поверяют нынче гармонию.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Придай объем!

Глава студии DreamWorks Animation Джеффри Катценберг начинал как администратор на студии Paramount Pictures. В 1984 году он перешел в Walt Disney, где руководил производством таких блокбастеров, как «Кто подставил Кролика Роджера?», «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Король Лев». В результате интриг его заставили подать в отставку, но через суд он добился отступных в размере 280 миллионов долларов. Вместе со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном основал DreamWorks SKG. Согласно данным журнала Forbes, обладает состоянием примерно в 800 миллионов долларов. В прошлом году журнал шоу-бизнеса Entertainment Weekly поставил его на 22-е место в списке «50 умнейших людей Голливуда». Джеффри Катценберг ответил на вопросы «Итогов».

- Г-н Катценберг, какое место в анимационной лиге занимает DreamWorks Animation?

- Мы, безусловно, лидируем среди независимых компаний, производящих анимацию. С 2001 года, когда мы начали выпускать фильмы с помощью компьютерных технологий, нам сопутствовал стабильный успех у публики и критиков. Проект «Шрек» наглядно воплотил наши амбиции, как технологические, так и жанровые. Не случайно «Шрек-1» удостоен первого «Оскара» в категории полнометражной анимации.

- Каков, на ваш взгляд, рецепт успеха в сегодняшней анимации?

- Три главных ингредиента. Так было вчера, так и сегодня: артистизм, занимательность сюжета и технологии. Единственное отличие: сейчас технологии важны как никогда прежде. В мире можно насчитать лишь несколько электронных центров, где сосредоточена совокупная компьютерная мощь того же масштаба, как в наших студийных кампусах. Но даже суперпередовая технология бесполезна, если с ней не соединены энергетика и энтузиазм великолепных художников-аниматоров, умеющих блистательно рассказывать экранные истории.

- Каким вам видится ближайшее будущее анимации?

- Оно связано с внедрением трехмерного формата (3D). Наш первый фильм, целиком задуманный и воплощенный в этой технологии, «Монстры против инопланетян» выйдет в 2009 году. Впервые эффект реальности станет тотальным, всеобъемлющим. Зритель погрузится в действие, забыв про его иллюзорность. Полагаю, что 3D Ц самое важное нововведение в кинопроизводстве после рождения цветного кино 70 лет назад. Начиная с будущего года мы будем делать кино только в этом формате.

- На студии работают и русские аниматоры. Как вы оцениваете их вклад?

- Знаете, как нас иногда называют? Анимационная ООН. Талант не знает границ, и я горжусь, что у нас работают мастера из множества стран и регионов мира. Я не припомню ни одного фильма, на котором бы не работали русские художники.

- Что вы ждете от предстоящего летнего сезона кинопремьер?

- Мы планируем выпустить ударный проект года Ц «Кунг-фу Панда». В нем сфокусированы лучшие качества нашей анимации Ц дерзкий юмор для всех возрастов, фантастическая «картинка» и эмоциональный сюжет с душевной изюминкой. Мы показали «Панду» на тестовых предпросмотрах - эффект оказался ошеломительным. Хотя бокс-офис, конечно, предсказать трудно.

Джеффри Катценберг
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера