Архив   Авторы  

Звездные войны. Эпизод XVI
Искусство и культураСпецпроект

Фестиваль «Звезды белых ночей», или Как втиснуть 120 спектаклей в семьдесят девять дней




 

«Звезды белых ночей» - самый известный из российских музыкальных фестивалей. Нынешний продлится почти три месяца, с 10 мая по 27 июля, то есть красиво завершит театрально-концертный сезон Мариинского театра и захватит часть сезона туристического. Фестиваль по счету шестнадцатый, но парадный юбилейный налет ему придает веская дата - 225 лет Мариинскому театру. Так что у флагмана оперно-балетного дела есть лишний повод выставить на всеобщее обозрение свои богатства. А уж гордиться своими успехами и грамотно преподносить их Мариинский театр умеет как никто.

Главным композитором афиши в этом году назначен Римский-Корсаков. Фестивальный забег начнется с его громадной «Псковитянки» как минимум по двум причинам. Во-первых, подъем интереса к Римскому-Корсакову - русскому Вагнеру, вобравшему все достижения XIX века и направившему в век двадцатый своих лучших учеников Стравинского и Прокофьева. Во-вторых, во всем оперном мире очевидна усталость от революций, так что многоактная драма с историческим сюжетом выглядит неожиданно свежо. Премьера - возобновление легендарной постановки 1952 года Соковнина - Федоровского с массивными декорациями, расшитыми костюмами и равнением на историческую достоверность. Ставит ее потомственный мариинец Юрий Лаптев, который рассказал «Итогам», что новая сценическая версия не только стилизована под эстетику старого спектакля, но и задана его монтировкой и планами. Режиссер видит в этой верности старым идеям новый авангардизм, поскольку «мы разучились делать настоящие спектакли, в которых надо уметь носить костюм, видеть детали и нельзя спрятаться за цирковыми трюками». Он призывает не смешивать театральные революции и спектакли эталонного качества, «резервную лозу» отечественной оперы.

Впрочем, художественная политика «Звезд белых ночей» следует хорошим привычкам Мариинского театра, и рядом с историческим авангардом заявлен просто авангард. В Концертном зале Мариинского еще раз представят оперу Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в постановке молодого оперного режиссера Василия Бархатова, только что прогремевшего в Москве своей «Енуфой». Дурная слава Берлиоза-драматурга развязала ему руки, и режиссер сделал чуть циничную экстремистскую story о художнике в современном ювелирном бизнесе, которую на этом фестивале воплотят не только певцы, но и драматические актеры.

Но Гергиев не был бы отличным стратегом, если б не припас для программы надежные козыри. Светлые «Любовь к трем апельсинам» и «Путешествие в Реймс» и прочие лакомства меломана соседствуют с гала-концертом, названным с простодушным шиком «Великие балерины Мариинского театра», - на него слетаются балетоманы из Сан-Франциско и Сиднея. А на тетралогию «Кольцо нибелунгов» соберутся, похоже, директора всех ведущих музыкальных театров и фестивалей. Не сегодня стало известно, что за «своим» Вагнером Гергиев ухаживает, как за любимым садом, время от времени обновляя постановки и мизансцены.

Для оживления оперного колосса он выписал специалиста из соседнего цеха, пионера видеоарта и мировую знаменитость Билла Виолу. Маг эпохи коммуникаций, Виола хоть и исповедует видеоарт как главную форму современного искусства, идеей проникся сполна: «С Вагнером - это не в бассейн по пояс зайти, это погружение с головой в глубокий, безбрежный океан». Он умеет играть субъективными идеями и коллективной памятью, так что с его помощью Вагнер из ХIХ века мирно переместится в XXI, сохранив при этом все свои музыкальные достоинства. Опера «Тристан и Изольда» с видеодизайном, триумфально прошедшая в Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Роттердаме, в России прозвучит впервые.

Как обычно, на «Звездах белых ночей» действительно много звезд. С сольными программами и в спектаклях выступят Брин Терфель, Феруччо Фурланетто, Рене Папе. Играть собираются Максим Венгеров и Леонидас Кавакос. Уравновесить громоподобного Вагнера и размах русских опер призван мини-фестиваль французской музыки, на котором кроме привычных Сен-Санса, Бизе, Равеля и Мессиана предстанет наш современник Анри Дютийе. 91-летний патриарх европейской музыки собирается приехать в Петербург лично, поскольку большинство его опусов будут представлены в России впервые. Другая симфоническая приманка напоминает о Санкт-Петербурге как Балтийской столице: после полных симфонических циклов Шостаковича и Малера на минувших фестивалях на сей раз оркестр Мариинского театра исполнит все симфонии Сибелиуса.

И все-таки главные радости в «Звездах белых ночей» припасены под занавес. Финальная неделя фестиваля включает сольные концерты массивного сопрано Марии Гулегиной и программу Рахманинова от блистательного пианиста Даниэля Поллака в Концертном зале Мариинского театра. Дальше мировая премьера оперы-мистерии Александра Смелкова «Братья Карамазовы». Консерваторский однокашник Валерия Гергиева - не поклонник атональных изысков, режиссер Василий Бархатов оценил его партитуру формулой «новые Чайковский плюс Рахманинов, переходящие в психоз». Бархатов делает созвучную партитуре постановку, в которой к достоверности примешана доля абсурда, а достоверные обшарпанные интерьеры сменяют ирреальные видения легенды о Великом инквизиторе. В последние дни Мариинский театр предъявит лучшее из своего балета - программу «Балеты Джорджа Баланчина» с блистательной «Симфонией до мажор» и программу «Балеты Алексея Ратманского» - в Маринку возвращается «Поцелуй феи» на музыку Стравинского. И впервые в Петербурге покажут редкий образчик интеллектуального балета - «Лунного Пьеро» на музыку Шенберга c прима-балериной театра Дианой Вишнёвой.

Звезд на шестнадцатых «Звездах белых ночей» по-прежнему много, афиша богата премьерами, но в отличие от сходной по замыслу и ныне рассыпавшейся московской «Русской зимы» на этом фестивале все события укладываются в стройную систему: исторический спектакль соседствует с авангардным, симфоническая программа - с камерной, опера уравновешена балетом, а масштабный гала - сольным концертом. В результате - обилие жанров, названий и имен. Может, причиной тому гений города-музея, где в каталоге находит свое место все самое лучшее.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера