Архив   Авторы  
Бамбергский симфонический гастролирует чаще всех других немецких оркестров, выступая в Линкольн-центре, Эдинбурге и на других престижных сценах. Теперь он приезжает и в Москву

Музыка высших сфер
Искусство и культураСпецпроект

По посылу и дерзости замысла Фестиваль симфонических оркестров мира можно сравнить только с прошумевшей около года назад акцией по улучшению имиджа России за рубежом

 

В канун Дня России в Москве пройдет Третий фестиваль симфонических оркестров мира. Событие грандиозное, масштабом напоминающее о временах, когда госбюджет без счета давал деньги любимым театрам и в интересах государства спонсировал культурных монстров вроде конкурса Чайковского - наравне с помощью странам победившего социализма.

Идея проводить фестиваль, на который бы в столицу съезжались сливки оркестрового мира, родилась три года назад еще при президенте Путине у его советника Юрия Лаптева. С точки зрения искусства - отличный финальный аккорд концертного сезона. С точки зрения политики - шанс создать культурное реноме новому национальному празднику. Предыдущие фесты отвечали обоим требованиям, публика в Колонный зал валила валом, статус Москвы как культурной столицы обрел очертания. Резонанс есть, и вот почему. Прежде всего приглашают оркестры действительно высочайшего уровня и дирижеров из мировой музыкальной элиты. Соблюдено качественное и географическое разнообразие - в пандан к именитым европейским гостям обязательно играет один из региональных российских оркестров. И наконец, симфоническая классика, желательно национальная, соседствует с произведениями современных композиторов.

За два года приехали те, которых мы так много слышали на дисках, что боялись услышать вживую: Дрезденские филармоники, оркестр Тосканини, Национальный оркестр Франции и римской академии Санта Чечилия. Москва принимала Лорина Маазеля, Зубина Мету, Риккардо Мути. На этот раз званы оркестры Королевский филармонический, Бамбергский, Шведского Радио и, от нашего стола, Ростовский академический. Громкий финал - первое выступление Объединенного российского симфонического оркестра (ОРСО) под руководством Валерия Гергиева, собранного из лучших региональных оркестрантов. Понятно, что тут важна не сыгранность ансамбля, а идея «всея России на одной сцене». Откуда же валится такое счастье меломана?

Художественного руководителя как такового нет, но вопрос приглашения оркестров решает питерская Ассоциация симфонических и камерных оркестров России (АСКОР). Она же справляется с организацией. А проводится фестиваль при поддержке Совета при президенте РФ по культуре и искусству, и ныне он плавно перешел от патроната бывшего президента к патронату нынешнего, который проникся, прислал фестивалю приветствие и обещал быть на финальном концерте 12 июня.

В мире есть похожие фестивали топ-оркестров, но они иначе обставлены - не несут такой идеологической нагрузки и не ограничиваются только симфоническими оркестрами. Да, есть любимые детища монархов - Нидерландский балет королевы Беатрикс, королевы Елизаветы в Брюсселе. В конце концов, Британия в 1947 году придумала Эдинбургский фестиваль, чтобы дать послевоенной Европе новую культурную столицу, - и преуспела. Статус культурного сердца Европы поддерживает для Австрии Зальцбург, а говорить о культурном бюргере стало возможно после Байройта. Но эти фестивали вызревали долго и постепенно и со временем теряли идейный посыл, закономерно превращаясь в художественное событие.

В России же несколько напрягает несоответствие контекста. И сомнения эти не из области «родина слонов», а скорее в духе «Москва - город контрастов» и «Россия - страна чудес». Отчего-то лезут в голову обшарпанные, как старые скворечники, классы Гнесинки и ее выставленные из общежития студенты; скрипучая дверь на сцену главного музыкального зала страны, легендарного БЗК; темные дела с госколлекцией уникальных инструментов и, наконец, слезоточивое состояние музыкальных школ. Сомневаться в нужности Фестиваля оркестров мира - все равно что ставить под сомнение громоподобные военные парады, когда за их счет можно заметно улучшить качество жизни все еще живому миллиону российских ветеранов - если уж денег из других источников для этого нет. В таком контексте по посылу и дерзости замысла фест можно сравнить только с прошумевшей около года назад арт-акцией по улучшению имиджа России за рубежом. Тогда по миру прошла серия выставок отечественного искусства, отвечающих таинственному требованию нарисовать истинное лицо страны. Критических копий поломалось много, особо на тему «какое лицо хотели представить». А итог получился скептический - очередная пальба из пушек по воробьям и победа лаковой русской экзотики, «мишек в сосновом бору». Праздники - это прекрасно, даже новые. Об имидже надо заботиться, кто бы спорил. Лучшие оркестры мира вживую - вообще счастье и сбыча мечт. Только добавить бы колоссальным праздникам немного адекватности.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера