Архив   Авторы  
Лауреат премии «Поэт» Тимур Кибиров получил нагрудный знак «Золотое перо» и 50 тысяч долларов.

Не меньше, чем поэт
Искусство и культураСпецпроект

«Рассуждения о первых и вторых местах в поэзии не кажутся мне конструктивными - только раздражают впечатлительных и обидчивых стихотворцев. Был ли Бродский первым поэтом своего поколения или таковым являлся Евтушенко? А может, Ахмадулина?» - заявил «Итогам» лауреат премии «Поэт» Тимур Кибиров


 

Лауреатом премии «Поэт» стал Тимур Кибиров. Напомним, что эта награда была учреджена несколько лет назад Обществом поощрения русской поэзии. Первым награжденным стал Александр Кушнер, в лауреатах успели побывать Олеся Николаева и Олег Чухонцев. В этом году диплом, нагрудный знак «Золотое перо» и 50 тысяч долларов вручили Тимуру Кибирову, одному из лидеров «концептуалистской» поэзии 80-90-х. Как ему живется в 2000-х, лауреат рассказал «Итогам».

- Вы начинали в андеграунде, которому всегда был свойственен определенный кодекс чести. Сегодня ему удается следовать?

- Ну, на самом деле никакого особенного кодекса чести у нас не было, правила были самые обыкновенные - не врать, не подличать, не писать то, что тебе не хочется писать. Это как раз в Союзе писателей были особенные правила, допускающие всякие странные и жалкие хитрости типа похвалить Ленина, чтобы можно было поругать Сталина.

- А в том смысле, что «никогда и ничего не просить»? Никогда не забуду телефонный звонок от приятельницы: «А что, Кибиров - известный поэт? Почему же тогда он работает скромным телевизионным редактором?»

- Для того чтобы найти пристойную службу, нужно иметь хорошее образование и хоть какую-нибудь специальность, а я всю юность провалял дурака, за что теперь расплачиваюсь.

- Для вас всегда была важна тема «дружественности». Ощущаете себя представителем поколения? А тем более его первым поэтом?

- Нет, представителем поколения я себя не чувствую, боюсь, что представитель моего поколения скорее Юрий Поляков. А рассуждения о первых и вторых местах в поэзии вообще не кажутся мне конструктивными - только раздражают впечатлительных и обидчивых стихотворцев. Не понимаю значения этих звонких словосочетаний. Был ли Бродский первым поэтом своего поколения или таковым являлся Евтушенко? А может, Ахмадулина?

- Но эпигоны появляются?

- Я пока не заметил, думаю их и не будет - моя поэтика вряд ли сейчас популярна у молодых поэтов.

- Поэзия может устареть?

- Еще как может. Кто сейчас станет читать мои тексты о Константине Устиновиче Черненко? Боюсь, что не только мои скромные стихи, но и гораздо более важные поэтические тексты со временем перестают читаться и становятся в лучшем случае объектом историко-филологического интереса. Но я уверен, что это последнее, о чем писатель должен думать, так же как не стоит все время думать о смерти.

- Когда-то вы написали: «Юноша бледный, в печать выходящий! / Дать я хочу тебе два-три совета: / первое дело - живи настоящим, / ты не пророк, заруби себе это!» Замечаете ли вы, как с течением времени меняется статус поэзии, а соответственно и интерес к ней?

- Ну конечно же, мне, как и всякому, пишущему стихи, хочется быть услышанным и понятым. Тут важно не поддаться соблазну и не пуститься угадывать желания читателей и потакать им. В этом ведь смысла нет, если будут популярны тексты, которые ты писал специально, чтобы понравиться, то своей цели - быть услышанным и убедить читателя в своей правоте - ты не достигнешь.

- Каково живется во времени, когда слово «талант» заменили словом «успех»?

- Ну, мою успешность преувеличивать не стоит. Я думаю, у Андрея Дементьева или Ларисы Рубальской тиражи моих книг вызовут презрительную усмешку. Хотя Бога гневить не приходится - книжки все-таки издаются и вроде бы раскупаются.

- Осетин по отцу, вы ощущаете свою южную кровь?

- Я осетин не только по отцу, но и по маме, всем дедушкам, бабушкам и прабабушкам. Насколько это сказывается на моей жизни и на моих писаниях, не берусь судить. Языка осетинского совсем не знаю, но раннее детство провел у бабушки и дедушки, хотя и не в Осетии, так что воспитан я в некотором смысле в осетинских традициях.

- Ваш прежний лирический герой - ерник, циник, все подвергающий осмеянию, вспомнить хотя бы знаменитую поэму «Сортиры». А сегодня вы чуть ли не в моралисты переметнулись...

- Вы знаете, если мои прежние тексты производят такое впечатление, это означает только то, что я их плохо написал. Поскольку ни цинизма, ни желания все подвергать осмеянию я никогда не испытывал, а следовал заветам классики и смеялся только над тем, что казалось смешным. И моралистичность тем текстам была присуща нисколько не меньше, во всяком случае, таков был авторский замысел.

- Что вас шокирует в окружающей действительности? Формируется ли у нас буржуазная мораль?

- Буржуазная мораль появится только тогда, когда появится настоящая буржуазия. Нынешнее бесстыдство не следует, я думаю, отделять от советского - это все следствие именно советского разрушения морали, религии.

- Вольно или невольно именно вы стали автором эпохального четверостишия: «В общем, жили мы неплохо. Но закончилась эпоха. Шишел-мышел, вышел вон! Наступил иной эон. В предвкушении конца Ламца-дрица гоп цаца!» Дню сегодняшнему наверняка созвучны уже совсем другие строки.

- Цитировать свои стихи как-то непристойно. Давайте я лучше процитирую Бродского: «Гражданин второсортной эпохи, гордо / признаю я товаром второго сорта / свои лучшие мысли, и дням грядущим / я дарю их как опыт борьбы с удушьем».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Шишел-мышел, вышел вон!

«Муза Тимура Кибирова явилась не на пустом месте, а явилась вовремя, как это бывает с истинным поэтом. Сделавшись флагом целого поколения, его, так сказать, патентом на благородство, имя поэта несет отпечаток прежде всего личного достоинства и самобытного таланта» - такие слова нашел поэт Олег Чухонцев, представляя Тимура Кибирова на вручении ему Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (1993 г.). Родившийся в 55-м в семье офицера и учительницы, Кибиров (настоящая фамилия Запоев) стал одним из ярких представителей «поколения дворников и сторожей». Дмитрий Александрович Пригов, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Михаил Айзенберг - все они пришли в литературу в 70-е. Однако до самого начала перестройки даже надеяться не могли на публикации на родине. Стихи если и печатались, то за рубежом, а еще чаще распространялись в самиздате, звучали на московских кухнях. Сам Кибиров начал печататься с 88-го, когда в «Юности» появилось его «Вступление к поэме «Сквозь прощальные слезы» («Пахнет дело мое керосином, / Керосинкой, сторонкой родной, / Пахнет «Шипром», как бритый мужчина, / И как женщина, - «Красной Москвой»). Уже в 89-м разразился скандал вокруг напечатанных в рижской газете «Атмода» отрывков из «Послания Л. С. Рубинштейну» («То березка, то рябина, / то река, а то ЦК, / То зэка, то хер с полтиной, / То сердечная тоска»): за употребление ненормативной лексики власти грозили Кибирову штрафом. Но в результате заступничества со стороны таких видных филологов, как Михаил Гаспаров и Евгений Тоддес, все рассосалось. Кибиров - известный пересмешник, цитаты из хрестоматийных классических стихотворений перемигиваются в его текстах не только со штампами советской бюрократической лирики, но и с сегодняшним рыночным новоязом. Споря о творчестве Кибирова, критики называют его то «певцом обывательского сознания», то «самым трагическим русским поэтом последних десяти лет». В любом случае сегодня он один из немногих, чьи стихи не только издаются, но и переиздаются. И хотя сейчас он пишет совсем иначе, чем прежде, чуткое ухо услышит фирменный кибировский стиль даже в его подражаниях шотландской поэзии. Среди его сборников - «Нотации», «Юбилей лирического героя», «Кто куда, а я - в Россию», «Кара-Барас». Поэт отмечен премиями журналов «Знамя», «Арион», «антибукеровской» премией «Незнакомка» и «Северной Пальмирой», был стипендиатом фонда Иосифа Бродского. И даже недолгая работа Кибирова литературным обозревателем радио «Культура» (2004-2006 годы) не обошлась без специальной премии «Станционный смотритель».

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера