Архив   Авторы  
Президент 30-го, юбилейного ММКФ Никита Михалков и голливудская звезда Уилл Смит на открытии фестиваля

От забора и до обеда
Искусство и культураСпецпроект

Прошедший 30-й ММКФ не смог разрешить главную проблему столичного киносмотра: чтобы добиться мирового престижа, фестивалю необходимо в корне менять свой формат



 

Мы опять впереди планеты всей. Не припомню, чтобы на кинофестивале присуждали приз тренеру национальной сборной по футболу за прорыв в полуфинал чемпионата Европы. Впрочем, спасибо этой шутке за то, что она подсластила печальный факт - кино играет на ММКФ роль второго плана.

С виду у нас все как у людей. Два конкурса, между которыми разница, правда, не слишком велика, несколько ретроспектив, спецпрограммы, открытие-закрытие со звездами. И даже один запоздалый скандал: уже после раздачи «георгиев» просочились слухи о том, что якобы член жюри актриса Ирина Розанова настояла на том, чтобы не давать приз фильму Кати Шагаловой «Однажды в провинции».

И по составу основной конкурс, конечно, пытается соответствовать фестивальным модам. Тут национальное своеобразие подчеркнуть, здесь важную социальную тему затронуть. А главное - откопать что-то небывалое, вроде надоевшего балканского китча, но зато с албанским акцентом («Мао Цзэдун»). Понимаю, с какой радостью отборщики схватились и за гендерную притчу из Азербайджана («Абсурдистан»), и за китайское военное ретро («Война на другом берегу»), и за еврейский анекдот про палестинского террориста-недотепу («Для моего отца»), и за просчитанное до мелочей, словно на калькуляторе, американское независимое кино про то, что иммигранты тоже люди («Посетитель», приз за лучшую мужскую роль Ричарду Дженкинсу). Эти фильмы и стали костяком конкурса. Ну а щели заткнули разнокалиберными драмами, которые в этом году рассказывали о женской доле разной степени тяжести.

Главного приза удостоился режиссерски крепкий, но томительно скучный иранский фильм «Проще простого», в котором показан один день домохозяйки с золотым сердцем и тоской в глазах. Таким образом жюри ММКФ присоединилось к всеобщему поощрению линейного кино, без особых заморочек и композиционных изысков наблюдающего за обыденной жизнью. Как говорится, вот вам кусок реальности - от забора и до обеда. Именитые фильмы этого направления были показаны и в параллельных программах - «Кус-кус и барабулька» (четыре «Сезара»), «Молчание Лорны» (приз за лучший сценарий в Канне), «Три обезьяны» (приз за режиссуру в Канне). А лауреат золотого «Святого Георгия» - обычный слепок с матрицы, не более. Действительно - проще простого. Вполне можно было бы ограничиться призом за лучшую женскую роль. Но тут была конкуренция. И очень точная Сандрин Боннэр в экранизации рассказа Флобера «Простая душа». И эксцентричная немка Катарина Тальбах в «Луне и других любовниках». И не менее эксцентричная Любовь Толкалина, сыгравшая помешанную на фэн-шуе милиционершу в фильме «Однажды в провинции». Но награду получила итальянка Маргерита Буй. В картине «Дни и облака» она сыграла даму из миддл-класса, которой после увольнения мужа с работы приходится вместо дорогого курорта отправиться самой зарабатывать на хлеб и узнавать почем фунт лиха.

Особая статья - наше кино, за которое ММКФ в былые годы бился с «Кинотавром» не на жизнь, а на смерть, нарушая тем самым нормальную фестивальную практику. Ведь национальный конкурс не мешает премьере фильма в международном формате. На этот раз все обошлось мирно. В московский конкурс попали экранизация чеховского «Вишневого сада» давно не снимавшего Сергея Овчарова и социальная драма «Однажды в провинции». Если «Сад» можно признать досадной неудачей, то фильм Шагаловой хоть и грешит натужным стремлением неопытного режиссера попасть в модный ныне фестивальный тренд, но все же цепляет душу. Вроде бы слеплено все из чернушных штампов - безработных, гастарбайтеров, криков, поножовщины, первобытных страстей и водки, льющейся рекой. Однако все-таки есть в фильме ощущение искреннего желания столичной девочки из семьи потомственных драматургов (Катя Шагалова - дочь Александра Миндадзе, племянница Елены Греминой и внучка Анатолия Гребнева) понять, чем сегодня дышат в России почва и судьба. А недостает этой картине, как и всему потоку отечественного кино, холодного, насмотренного глаза редактора, который увидел бы длинноты, нестыковки и помог автору собрать разваливающийся от собственной избыточности материал в композиционно внятное целое.

Единственной по-настоящему удивившей конкурсной картиной оказался болгарский «Дзифт», кинодебют 36-летнего театрального режиссера Явора Гырдева. Отборщикам надо поставить незачет за то, что не выделяли фильм в комментариях, поэтому многие не успели его подхватить на последнем сеансе в последний день. Кто ж без дополнительного пиара пойдет смотреть болгарское кино, в котором с самого начала звучит советская песня? По жанру это безделка. Сюжет - самый что ни на есть макулатурный. Черно-белая коммунистическая Болгария 60-х становится рамкой для варварского, пародийного неонуара в традициях Тарантино и Ко - с честным преступником, роковой красоткой-изменщицей, похищенным бриллиантом, бодрой беготней и вставными анекдотами. Но качество стилизации и лихой монтаж превращают этот фильм в событие фестиваля. То, что именно Гырдеву достался приз за режиссуру, - единственно возможный вариант. Других режиссеров, чьи имена стоило бы запомнить, в конкурсе не наблюдалось.

А это подчеркивает давно назревшую проблему - ММКФ, чтобы вырваться из порочного круга конкурсов, видимо, надо менять формат. Может, не стоит пыжиться и пытаться быть похожими на слепок с Канна, Венеции или Берлина. И найти свое место на фестивальной карте, как, например, Роттердамский фестиваль, у которого конкурса нет, а престиж есть.

АВТОРИТЕТНО

Прощание с кино

Заметным событием на ММКФ стала публичная лекция знаменитого американского режиссера Питера Гринуэя на тему «Кино Умерло! Да здравствует кино!».

- Я уже чуть ли не двадцать лет талдычу, что кинематограф умер. Ведь как мы играем в игру, называемую «кино»? Перво-наперво приходим в темное помещение кинотеатра. Но какого хрена вы торчите в темном помещении? Вы не летучие мыши, не кроты, человек - дневное животное. Во-вторых, вы не просто сидите в этой темной дыре, а пялитесь на экран. Скажите на милость, почему? Когда вас окружает реальный мир, полный чудес! Ведь кинокартина - всего лишь продукт кинопроизводства. В-третьих, зачем тратить на это сто двадцать минут своей жизни, сидя без движения?

Слава богу, этот ужас уже в прошлом. Свершились две технические революции: сначала появилась возможность интерактивного взаимодействия с происходящим на телеэкране, затем - прорыв в области мультимедиа. На протяжении восьми тысяч лет нашими умами владели люди, манипулировавшие текстами. Они были оракулами, спикерами, писали законы, романы, священные книги. И режиссер, снимая картину, по большому счету служил лишь иллюстратором текста, не более. Сегодня наконец наступает время людей, которые умеют манипулировать образами. Одним из первых художников, научившимся создавать иллюзию движения в живописи - посредством игры света, - был Рембрандт. И то, что делали художники на протяжении восьми тысяч лет, долгие годы попросту повторялось кинорежиссерами. Это неправда, что кино было изобретено братьями Люмьер в 1895 году. Его изобрели гораздо раньше художники уровня Рембрандта, Караваджо.

Я могу назвать вам точную дату смерти кинематографа - 31 сентября 1983 года (точность даты, на которой настаивает мэтр, оставим на его совести, ведь в сентябре 30 дней. - «Итоги»). Именно в этот день большая часть Европы начала активно использовать пульт дистанционного управления. Купив его, вы получаете, пускай и минимальную, возможность создавать видеоряд. Начиная с 1895-го кинематограф был лишь прологом к некоему грандиозному действу. Более того, я ставлю под сомнение тот факт, что миллионы отснятых фильмов вообще являются кинематографом. Французский историк кино Андре Базен сказал когда-то, что кинематограф - сочетание театра, литературы и живописи. Другими словами, некий мультимедийный проект.


Стас Лобастов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера