Архив   Авторы  

Третьяковский разъезд
Искусство и культураСпецпроект

Увольнением Андрея Ерофеева с должности заведующего отделом новейших течений Третьяковка решила завершить череду скандалов вокруг современного искусства


 

В очередной раз убеждаешься - не втиснуть современную культуру в жесткие рамки госстандарта. Развитие ее должно проходить в пределах пунктиром обозначенных границ. Не аморфных, конечно, но упругих. Попытка внедрить жесткие форматы вызывает смятение в умах, бесконечные дурацкие споры, кровопотерю и душевные травмы.

Впрочем, я, честно говоря, не думал, что конфликт вокруг Третьяковской галереи завершится увольнением Андрея Ерофеева. Полагал, что на какой-то срок его служебный регламент будет предельно конкретизирован и ужесточен. Это была бы схватка на выживание. Бдительный контроль за соблюдением служебной инструкции либо заставил его досконально ее исполнять (маловероятно), либо вынудил уволиться (скорее всего). И тогда он счастливо зажил бы той формой творческой жизни, которая неприемлема в режимном учреждении культуры, и вдохнул бы полной грудью воздух кураторской свободы. Но Андрей искусствовед-фанатик, он предан своему делу и тому искусству, которое любит и за которое страдает. Это искусство радикальное, революционное. Попадая в музей, оно отстаивается, теряет значительную часть своей социальной остроты, обуржуазивается. Мы ведь живем в буржуазном государстве, а оно, как ни крути, накладывает ограничения, предполагает следование определенной идеологии. Другими словами, поступая на службу, человек берет на себя определенные обязательства. Так что я вижу конфликт в том, что начальником отдела обуржуазивания современного искусства оказался человек, убежденно антибуржуазный. Он стал так формировать выставки и выстраивать экспозиции, что это повернуло искусство к зрителю его острой как бритва стороной. Личные взгляды Ерофеева, его радикальное понимание художественной свободы и роли искусства вступили в конфликт с формирующимися представлениями о морали консервативной части общества. В данном конкретном случае понимание этой линии Валентином Алексеевичем Родионовым и Александром Сергеевичем Соколовым пришло в конфликт с пониманием, которое сложилось в голове у Андрея Владимировича Ерофеева.

В каком-то смысле «жертвой» новой идеологии оказался и Соколов. Он в резко неприглаженной форме озвучил понимание актуального искусства частью властного истеблишмента. Все, что говорил бывший министр культуры, в том числе о современном искусстве и его «порнографичности» и «позорности», было чрезвычайно субъективным мнением человека, оказавшегося в не очень подходящем для него скафандре бюрократа высшей категории. На посту министра оказался человек, гуманитарий, музыковед, под гнетом бюрократической нагрузки потерявший ощущение многогранности культуры. Актуальное искусство говорило на непонятном ему языке, применяло чуждые критерии. Не проявив достаточно толерантности, он разделил позицию лишь одной части нашего общества - и таким образом, вместо того чтобы искать компромисс, только способствовал разжиганию конфликта.

Не надо думать, что подобные столкновения - исключительно российская проблема. Они случаются в разных странах, в том числе и цивилизованных - Франции, США, Польше. Причем происходят эти конфликты не только между чиновниками класса А и художественными институциями, но и между мэрами городов, депутатами парламентов и церковными иерархами, с одной стороны, и авторитетными современными художниками - с другой. Эти конфликты естественны. В конце концов, одним из определений актуального искусства является именно то, что оно провоцирует жаркие общественные дискуссии. И правда: кто будет спорить об амфорах или, скажем, об импрессионистах? А взгляд на актуальное отражает столкновение полярных группировок, противоположных общественных групп. Искры, которые летят от этих разрядов, провоцируют на осмысление, анализ происходящего. Хорошо, если общество имеет силы и лидеров, способных взять на себя задачу сформулировать суть конфликта и предложить пути умиротворения сторон. А если как у нас? Среди православных оказалось так много агрессивных, воинственных неофитов. Возрождающийся религиозный социум, чувствуя в себе новую энергию, обретая новую философию, пытается применить вчера узнанные каноны ко всем жизненным явлениям. А если что-то в эти каноны не укладывается, немедленно устраивает на него гонения! Задача государства - не вставать на чью-то сторону, а использовать огнетушители. Действовать исключительно по закону: политическая составляющая правовой формулировки должна быть равна нулю.

Однако цитата из художника Бэнкси, перенесенная на российскую почву - я имею в виду злосчастных «Целующихся милиционеров», - вызвала у Соколова крайне политизированный протест. Но и Ерофеев должен был помнить, что, каким бы свободным куратор себя ни ощущал, сегодня любая выставка - даже детского рисунка в ЖЭКе - воспринимается как политическое высказывание. Такова уж особенность нашего нынешнего общества. При этом российское актуальное искусство совсем не так политизировано и радикально, каким его начинают воспринимать через призму медийных скандалов.

У некоторых художников и галеристов, конечно, присутствуют провокативность и какой-то политический замах. Но зачастую это не больше чем попытка спекуляции на политических проблемах и тенденциозность, стремление привлечь к себе внимание... Не секрет, что пиар имеет значение абсолютно во всех сегментах рынка - от современного до классического искусства, от коллекции мебели до собрания часов. Хрестоматийный пример - коллекция Ростроповича и Вишневской. Существенный компонент ее стоимости - в репутации двух великих артистов. Другим ценообразующим фактором был пиар, возникший вокруг интриги перехода собственности из рук Галины Павловны. На собственно художественную стоимость остается около 60 процентов продажной цены.

У художественных музеев различные формат, стратегия и тактика. Даже если они не собирают актуальное искусство, то в диалоге с современностью так или иначе участвуют. Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, как могучие реки, могут и, наверное, должны принимать в свои воды все достойные внимания ручейки и потоки нового искусства. Потенциал таких институций позволяет включить его в контекст истории национального и мирового искусства. Эрмитаж начинает собирать современное искусство, Пушкинский всегда рад его показывать. Я очень удивлюсь, если Третьяковская галерея откажется от идеи продолжать собирать актуальное искусство. Впрочем, это совершенно не отрицает необходимости музеев современного искусства. Как частных, так и государственных. В этом смысле мы, я думаю, уже вступаем в новую эпоху: в самое ближайшее время наступит просто бум частных музеев современного искусства. А затем появятся музеи смешанных капиталов, то есть государственных музеев со значительным участием частных денег.

Возвращаясь к увольнению Ерофеева, должен сказать еще одну вещь. Многим вся эта история дала повод для мрачной ностальгии. И впрямь, внешне похоже и риторика напоминает клише советского периода. Но говорить об откате к стандартам госуправления культурой брежневской поры было бы преувеличением. Тогда, как известно, все подобные конфликты решались с помощью бульдозеров. Или звонком. Все нежелательное пресекалось еще на предвернисажной стадии. В нашем же случае происходит бурное общественное обсуждение возникшего конфликта, такое и представить себе в советские времена было невозможно. Знаете, говорят, что художнику, чтобы творить успешно, нужно быть голодным, влюбленным и гонимым. Голодных и преследуемых сегодня еще надо поискать. Остается любовь, но и на нее в современном русском искусстве острый дефицит.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера