Архив   Авторы  

Второгодник
Искусство и культураСпецпроект

"Обвинять нас в том, что работы "не те", - все равно что егерю в Подмосковье предъявлять претензии, отчего это у него тут не летают фламинго", - признался "Итогам" председатель попечительского совета Премии Кандинского Шалва Бреус

 

В начале декабря вот уже второй раз будет вручаться самая крупная в России премия в области современного искусства. Призовой фонд Премии Кандинского - 50 тысяч евро. Из них 40 тысяч получит победитель за лучший проект, 10 тысяч составит награда за лучший медиаарт-проект. Лучший молодой художник отправится в трехмесячную командировку во Флоренцию. Выставка работ, которые международное жюри отобрало в "длинный список" номинантов, экспонировалась в ЦДХ, где уже за первые четыре дня ее посетили девять тысяч человек. О том, чем премия встречает годовщину, "Итогам" рассказал председатель попечительского совета Шалва Бреус.

- Вручение премии перенесено с 4 на 9 декабря. А как же день рождения Василия Кандинского?

- Ему забвение не грозит. Особенно после того, как этюд этого художника был продан недавно за 17 миллионов долларов. Будем считать, что празднование его дня рождения растянется на пять дней.

- Кризис как-то сказался на самой дорогой нашей премии в области современного искусства?

- Премия Кандинского не связана с арт-рынком. Мы дистанцированы от схватки за славу, за денежные знаки, за успех, которая на нем кипит. То есть премия не зарабатывает деньги, а тратит их. Цена денег, конечно, стала дороже. К примеру, Deutsche Bank, насколько мне известно, отказался от спонсорства павильона Германии на биеннале. Тем не менее с Премией Кандинского он продолжает работать. Это означает, что наши партнеры верят в Россию, в развитие здесь современного искусства. И все же о каких-то кризисных явлениях на рынке говорить, конечно, уже приходится. Это видно хотя бы по последним аукционам Sotheby's и Christie's. Есть статистика, что количество непроданных работ актуального искусства увеличивается. Вполне вероятно, что работы современных художников чуть-чуть просядут в цене. Ничего катастрофичного, это цикличные колебания.

- На первом вручении Премии Кандинского обыграли скандал вокруг "Целующихся милиционеров" группы "Синие носы". В этом году в лонг-лист вошли уже "Целующиеся балерины". Это сознательная ставка на провокативность?

- Нет, цели подогреть публику у нас нет. Мы выставляем то, что видим на сегодняшнем арт-небосклоне. Жюри было отобрано сорок проектов. Обвинять нас в том, что работы "не те", - все равно что егерю в Подмосковье предъявлять претензии, отчего это у него тут не летают фламинго и не водятся слоны. Лес такой, какой вырос - за последние два года, отсчитывая с момента приема заявок.

- В этом лесу уже протоптаны новые тропинки?

- Намечены. Первую можно назвать жесткой политической сатирой на грани фола. Она представлена "Голой правдой" от "Синих носов" и "Китайским нашествием" группы "ПГ". Последняя, кстати, выставляется впервые. В прошлом году их работы так и не разрешили показать в Париже. Однако выставили мы их не потому, что "скандальны", а оттого, что жюри отобрало.

Вторая тенденция тоже отражает не только российскую специфику. Ее можно условно обозначить как неоимперский стиль. Это почти плакатная жесткость в картинах Алексея Беляева-Гинтовта "Братья и сестры", "Родина-дочь". Это замечательные работы Бориса Орлова. У него из тьмы, из "Черного квадрата", из авангардного искусства вылетают в будущее самолеты, задрапированные в черное. И, приземляясь на нашу грешную землю, лишаются этого налета тьмы. Последний самолет - белый, с двухглавым орлом, коронами, андреевским крестом. И это "Трон", сделанный Сергеем Шеховцевым из его любимого материала - поролона. Трон увешан камерами наблюдения. И это тоже дань эпохе - телекамеры и видео­наблюдение спецслужб сопровождают каждый шаг королей и президентов.

- Выставка номинантов прошлого года "гастролировала" за рубежом, в Латвии и Германии. Как ее встречали?

- Во-первых, стало понятно, что на территории бывшего СССР и, вероятно, в Восточной Европе существует колоссальный интерес к России. В Латвии в день закрытия выставки в одиннадцать часов вечера в залах была огромная толпа народа. При том, что официально все должно было закрыться в восемь. Во-вторых, поразило искреннее удивление людей. Для многих выставка стала крахом мифа, который до сих пор жив в разных странах, что наше искусство страшно зажато. Это было сродни культурному шоку - обнаружить, что российское искусство бодро, живо, свободно.

- А оно свободно?

- Мы не столкнулись ни с одной попыткой давления или использования какого-то властного ресурса. Что касается истории с преследованием Андрея Ерофеева, скандалом вокруг выставки соц-арта в Париже, то тех, про кого пословица говорит: заставь его Богу молиться, так он лоб расшибет, - много не только в России. Недавно кураторы галереи ХL были арестованы на одной из крупнейших ярмарок современного искусства ФИАК во Франции. Из-за фотографии старой "собачьей серии" Олега Кулика. Просидели день в кутузке. Директор ФИАК в знак солидарности с Еленой Селиной сидел за ее стойкой на ярмарке и выполнял ее работу. А насчет свободы художников... Талантливое искусство не может быть не свобод­ным. Как только исчезает свобода, уходит воздух, а вместе с ним и талант.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера