Архив   Авторы  
Картину "Обитаемый остров" режиссер Федор Бондарчук снимает с одобрения одного из авторов одноименного романа Бориса Стругацкого

Тариф новогодний
Искусство и культураСпецпроект

Праздничные недели - самый хлебный слот в нашем прокате. И война за него идет нешуточная. Проблема в том, что для мирного ее исхода необходимо построить в два раза больше кинозалов, чем имеется сегодня




 

Сначала главным фильмом грядущего года по примеру "Дневного дозора" и "Иронии судьбы. Продолжение" считался только антиутопический "Обитаемый остров" Федора Бондарчука - самый дорогой, самый амбициозный и самый непредсказуемый проект последнего времени. Однако когда у очень рискованных по жанру "Стиляг" Валерия Тодоровского появилась мощная поддержка в виде Первого канала, этот арт-мюзикл тоже стал претендовать на звание главной новогодней премьеры - как фильм-праздник. Но примерно в этой же нише давно прописалась и комедия Максима Пежемского "Любовь-морковь 2", продюсеры ­которой решили объединиться с продюсерами "Обитаемого острова" в борьбе за максимально выгодные места в сетке показов.

И вот теперь директорам кинотеатров надо решить, против кого они дружить будут: против пары, получившей название "Остров Любви", или одиноких "Стиляг". А смешать для зрителей все это в нормальное новогоднее блюдо, где нашлось бы место и фантастической мелодраме "Тариф новогодний" (выходит 4 декабря), и ерническому мультику "Про Федота-стрельца, удалого молодца" (выходит 18 декабря), никак нельзя - для этого экранов в стране не хватит. Вот и приходится вместо салата оливье предлагать гостям раздельное питание.

Что почем

Еще совсем недавно такой проблемы просто не было. Новогодние недели украшались "Гарри Поттерами" или "Хрониками Нарнии", а отечественное кино даже и не помышляло вписаться в это прокрустово ложе. Все изменил "Ночной дозор", который, правда, вышел летом 2004 года, но доказал, что российский блокбастер - это не смешное словосочетание, а вполне возможная вещь. И как следствие, "Дневной дозор" стал первым "главным фильмом года" в январе 2006-го, собрав рекордную кассу - почти 32 миллиона долларов. Достигнуто это было очень жесткими методами: телевизор кричал только об этой картине, билборды и баннеры повсюду звали на нее же, Константин Хабенский грозно смотрел с афиш, а в новогодние каникулы кинотеатры были забиты "Дозором" под завязку на всех сеансах. Так что всякий, кто решился провести досуг в кино, был вынужден смотреть историю о борьбе Света и Тьмы. Впрочем, альтернатива существовала. Прокатчики решились выпустить в те же дни фильм Вуди Аллена "Матч пойнт" только потому, что совершенно не верили в его способность сделать хоть какую-то кассу - арт-хаус на наших экранах дело неприбыльное. Однако на общем фоне тотального нашествия "Дозора" неожиданно хорошо заработал и фильм Вуди Аллена, потому что это была единственная отдушина для тех, кому хотелось чего-нибудь "недозорного".

Таким образом зародился новый бизнес-ход - всеми силами оставлять вокруг главного фильма года выжженную пустыню. А также его антипод - одновременный запуск нескольких главных фильмов. На их обкатку ушел ровно год. И уже в декабре 2006-го впервые произошло новогоднее столкновение интересов. У компании "Централ Партнершип" был заготовлен козырь в виде красочного и громоздкого "Волкодава" - первого русского фэнтези, стоившего компании кучу денег. И вот этого монстра подрезала на лету легковесная молодежная комедия "Жара" совместного производства Art Pictures Studio и канала СТС (продюсеры Федор Бондарчук и Александр Роднянский). "Волкодаву", создатели которого рассчитывали на полную монополию в прокате, пришлось серьезно потесниться в расписаниях кинотеатров. Они потеряли половину экранов из тех, на которые могли рассчитывать. А в итоге такой борьбы за кассу всегда выигрывает тот фильм, что дешевле. При бюджете около двух миллионов долларов "Жара" заработала более пятнадцати, став одним из рекордсменов отечественного проката. Зато совокупный производственный и рекламный бюджет "Волкодава" (по разным оценкам, 15-18 миллионов) с трудом окупился сборами, составившими чуть больше двадцати двух миллионов.

Знатоки рыночных проблем уверяют, что корни нынешнего новогоднего противостояния отчасти растут именно из той ситуации, когда под новый 2007 год продюсеры крупнейшей производящей компании "Централ Парт­нершип" заимели зуб на "рейдеров" из Art Pictures Studio и СТС, которые успешно встали поперек их запланированных прибылей. Поэтому сегодня они вновь противостоят друг другу. На сайте www.peopleschoice.ru голосование так и названо - "Битва блокбастеров: "Обитаемый остров" VS "Стиляги". Выберите самую ожидаемую премьеру сезона".

В сущности, нет ничего крамольного в том, что каждый из продюсеров высчитывает, как бы сорвать кассу, и при случае пользуется моментом. Рыночная экономика предполагает, что конкурентная борьба должна быть острой, а новогодняя афиша - пестрой. И пусть зритель решает, в чей карман положить свои деньги. Когда рынок есть, то базара нет. Но наш кинорынок не может жить по рыночным законам. Для этого у нас слишком мало залов и слишком много административных ресурсов.

Базара нет

Что при этом делать директорам кинотеатров, перед которыми ставится нерешаемая арифметическая задача? В стране, где в среднем имеется 1700 экранов, в новогодний слот хотят попасть три крупных проекта, получив возможность выпустить в среднем по 1100 копий каждого фильма. Ответ один: чтобы всех удовлетворить, надо построить еще столько же залов, сколько имеется. Но кинотеатры не растут как грибы. Поэтому директоров начинают соблазнять. История о том, как прокатчиков пытались перетянуть на свою сторону создатели всех трех картин, уже разошлась по Интернету в десятках рассказов...

Объединившиеся "Обитаемый остров" и "Любовь-морковь 2" давили на директоров авторитетом, поддержкой крупнейшей прокатной сети "Каро" и привлекали разножанровостью. Определенные резоны в их позиции есть: прокатчики получают сразу две картины в одном пакете - серьезную философскую фантастику для молодежи, пиар-кампания которой идет уже год, и сиквел популярнейшей фантастической комедии, в определенном смысле бренд. Обе - со звездным актерским составом. Идти они будут на равном количестве экранов и сеансов, рассчитывая на одинаковую прибыль (продюсеры говорят о сорока миллионах на каждый фильм). У "Стиляг" - своя правда: такое нарядное музыкальное кино как никакое другое подходит к новогоднему настроению масс. Рекламное время и грамотная раскрутка на Первом канале дорогого стоят. Еще говорят, что у компании "Централ Партнершип" в рукаве припасен договор о партнерстве с Paramount Pictures, а значит, "лояльные" директора кинотеатров могут впоследствии рассчитывать на такие голливудские хиты, как "Трансформеры 2" и "Звездный путь". В общем, для того чтобы пролезть в игольное ушко нашего рынка, все средства хороши.

Конечно, все три фильма будут расписаны по кинотеатрам. Но судя по всему, никто из соискателей не получит желаемых прибылей. По оценкам экспертов, новогодний слот в целом может вытянуть из кошельков зрителей не более ста миллионов долларов. Значит, при прочих равных условиях - а преимущества, судя по всему, не получила ни одна картина - касса каждого фильма будет колебаться от 25 до 40 миллионов. Правда, прошлогодняя "Ирония судьбы. Продолжение" заработала около пятидесяти миллионов, но это было в идеальных условиях "выжженной пустыни", когда зрители умудрялись посмотреть этот фильм по два-три раза. Сейчас выбор у зрителя есть. И не только из главных фильмов года. В Новый год традиционно делают кассу мультики, и тут помимо уже упоминавшегося "Федота-стрельца" выходят два зарубежных фильма - "Приключения Десперо" и "Нико: путь к звездам". С ними "большой тройке" тоже придется делиться экранами и сеансами.

Кто в этой ситуации сорвет кассу? Эксперты считают, на "Любовь-морковь" зритель пойдет и свои три миллиона бюджета она обязательно окупит сторицей. Со "Стилягами" - фифти-фифти. Ясно одно, что те пятнадцать миллионов (плюс пять обещанных на рекламу), которые продюсерам предстоит окупить, не идут ни в какое сравнение с тридцатишестимиллионным бюджетом "Обитаемого острова". У последнего выход только один - быть лучшим...

Титры

Самый зимний фильм

"Обитаемый остров" поставлен по роману братьев Стругацких. Сейчас выходит в прокат первая часть фильма, вторая будет готова осенью 2009 года. По сюжету студент-землянин Максим, путешествуя по космосу, случайно попадает на планету Саракш. Его звездолет сгорел при аварии. Но он находит следы достаточно развитой цивилизации, чтобы рассчитывать на помощь. Правда, общество, в которое он попал, оказывается тоталитарным. Максим становится во главе повстанцев. Главные герои очень молоды, поэтому их играют совершенно неизвестные актеры - Василий Степанов, Петр Федоров и Юлия Снигирь. Зато в остальных ролях снимался практически весь списочный состав российских звезд - Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Михаил Евланов, Федор Бондарчук и др. Желание участвовать в проекте было так велико, что многие известные актеры соглашались на крошечные роли, как Елена Морозова и Даниил Спиваковский, сыгравшие дикторов телевидения. Для съемок в Крыму был построен причудливый мир планеты ­Саракш. Во время демонстрации картины в кинотеатрах будет выставлена коллекция костюмов.

"Любовь-морковь 2" продолжает рассказывать историю супругов Голубевых, которым в предыдущем фильме пришлось поменяться телами, чтобы вернуть любовь и взаимопонимание. Спустя десять лет им придется проделать тот же трюк, но уже с собственными детьми-близнецами, сыном и дочерью, которые страдают оттого, что папа с мамой их не понимают. Дети во взрослых телах развалят бизнес родителей, а родители в детских телах будут искать способ исправить положение. Главные роли в фильме по-прежнему играют Кристина Орбакайте и Гоша Куценко. Их полноправными партнерами в детских ролях стали Денис Парамонов, успевший уже сняться в сериалах "Любовь на острие ножа" и "Закон и порядок", и Алина Булынко, игравшая в фильмах "И все-таки я люблю" и "Апокриф". Режиссер первой части Александр Стриженов не смог принять участие в проекте - фильм снимал Максим Пежемский, автор дилогии "Мама не горюй!" и постановщик "Нашей Раши" на канале ТНТ. Благодаря его участию юмор нового фильма наверняка будет жестче, а сюжет запутаннее.

"Стиляги" первоначально назывались "Буги на костях", но, как выяснили авторы фильма, значения этого выражения (подпольная запись музыки на рентгеновском снимке) уже практически никто не понимает. Речь идет о стилягах 50-х годов, которые в преддверии оттепели устраивали свой нарядный бунт индивидуальностей в стране, привыкшей ходить строем. Тут есть история комсомольца, перековавшегося в пижона, и несколько драматических моментов, когда система заставляет молодых ребят расстаться даже с такими невинными идеалами свободы. Все актеры, как молодые и неизвестные, так и мастера вроде Сергея Гармаша, Олега Янковского, Ирины Розановой, поют и танцуют сами. Парадоксальным образом использованная в фильме музыка относится к 80-м, а не 50-м годам. Режиссер предложил сделать аранжировки песен Виктора Цоя, групп "Браво", "Наутилус Помпилиус" (полный список номеров держится в секрете до премьеры) композитору Константину Меладзе. Впрочем, создатели фильма стараются избегать жанрового определения "мюзикл", справедливо считая, что это сужает аудиторию картины.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера