Архив   Авторы  
"Монте-кристо"

Звуки Мю
Искусство и культураСпецпроект

Три новых московских мюзикла вновь подтвердили, что по нашему бездорожью до Бродвея не добраться. Не пора ли идти в обход?


 

Три новых мюзикла подряд - дело для Москвы исключительное. Завиральные идеи оптимистов, полагавших, что рано или поздно всякий окультуренный житель и гость столицы будет стремиться попасть на мюзикл, как на спектакль в Большой театр, так фантазиями и остались. Родится ли когда-нибудь в наших широтах супермюзикл, которому обзавидуются бродвейские продюсеры?

Задавшись этим вопросом, "Итоги" обнаружили любопытную закономерность: выстроенный на коммерческом фундаменте импортный мюзикл выглядит гораздо лучше российских собратьев, сделанных с оглядкой на высокие художественные ценности. Однако и количественный, и качественный прогресс у нас налицо. Жанр хоть и остается неродным, уже не выглядит экзотикой. Не слыхал о нем только человек совсем уж дремучий. К тому же три премьеры, как нарочно, родились из разных источников, отлично иллюстрирующих формы жизни мюзикла в наших просторах. "Красавица и Чудовище" - полностью импортированный продукт, "Монте-Кристо" - оригинальная мировая премьера, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" - старая песня о главном.

Как ни обидно для патриотов, самым убедительным в этой тройке выглядит "Красавица и Чудовище", собственность Disney. Отменно выстроена драматургия, не терзают ухо и арии. Режиссура, спецэффекты, кастинг и очень изобретательная работа художника находятся в полном согласии и делают зрелище по-настоящему качественным. Даже взрослый отдается этой милой сказке с легкостью. Одним словом, испытываешь уважение к профессионально сделанной работе.

Парадоксально, но при неограниченных, по сравнению с театром, возможностях мультипликации экранный прототип "Красавицы и Чудовища" проигрывает мюзиклу как минимум по двум пунктам - живости исполнения (в театре все "здесь и сейчас") и художнической изобретательности. Последнее заслуживает особого внимания. Нарисованные эффекты мультфильма на сцене дорастают смыслами. Так кухонное ревю ностальгирует по мюзик-холлу 20-30-х годов прошлого века, а дворцовые слуги - живые люди! - прямо на глазах превращаются в чайники, подсвечники, метлы, обрастая фарфоровыми и восковыми завитками и точно меняя пластику. Актерам остается только встроиться в безупречно продуманную матрицу. И, безусловно, московская команда делает это с блеском.

По части актерского мастерства удивляться нечему: в натурально российских мюзиклах актеры обычно составляют главную ударную силу, и нынешней осенью тоже. То есть зависимость нашего натурпродукта от "человеческого фактора" налицо, и в этом его специфика и слабость. Во-первых, при отсутствии настоящего рынка мюзиклов московский кастинг тасует одну и ту же колоду. А во-вторых, как ни противно это русской психологической школе, в качественном мюзикле от актера должны зависеть только самые незначительные оттенки исполнения роли, и чуть-чуть влиять на эти правила может только актер-звезда. В Москве универсальных звезд мюзиклов негусто, но "внести от себя" готовы все. Если "актерский вклад" жестко не сдерживается постановщиками, баланс сил нарушается.

Например, сделанный в театре "Московская оперетта" оригинальный "Монте-Кристо" оказался очень слабым по режиссуре. Не помогли ни технические фокусы, ни идеи художников, ни герои-актеры, ни мощный бюджет. Заявленный как мировая премьера, мюзикл оказался стрельбой из пушки по воробьям, хотя, будучи уже четвертым по счету в "Московской оперетте", мог претендовать на большее. Вместо стильной авантюрной story с внятной моралью получилась череда арий, оформленная в подавляющее своей громадой шоу. И хотя оно приправлено роком, с одной стороны, и барокко - с другой, развлекает шоу не очень, к сочувствию-соучастию не располагает, скорее придавливает. То есть, сделанный целиком и полностью своими силами, "Монте-Кристо" не работает в полном смысле ни как мюзикл, ни как музыкальный спектакль, со всеми децибелами застревая где-то на полпути.

Третья премьера - "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" - сделана на другой основе. Спектакль апеллирует к ностальгическим мотивам у старшей части зала, заигрывает с популярной "латиной" и, в конечном счете, выжимает слезу гораздо лучше мексиканского телесериала. Это прекрасный образец мимикрии советских рок-опер, только прежде надо было высветить в этой истории борьбу крестьян с угнетателями, а ныне на переднем плане любовь до гроба. При безупречном профессионализме композитора (мелодий лучше рыбниковских в спектаклях московской осени просто нет) время от времени кажется, что все причастные к этой постановке знают, как надо делать мюзикл, но сделать его не могут. Действо тонет в подробностях, как сцена в раскиданных по ней мешках с зерном.

История с оригинальным русским мюзиклом напоминает старый анекдот о несуне с оборонного завода: "Как ни соберу, вместо велосипеда выходит зенитка". Российский музыкальный спектакль никак не складывается в мюзикл. Импортный товар - "Красавица…", MAMMA MIA! или CATS - выглядит как классная вещь прет-а-порте рядом с самопалом безусловно талантливой соседки. После проката в столице немалого уже количества мюзиклов стали очевидны некоторые закономерности. Успешный за границей продукт на нашей сцене обычно ждет удача (исключение - "42-я улица", что рассыпалась не только из-за художественных причин). Сугубо оригинальный продукт обычно проваливается (пример - "12 стульев", а прекрасное исключение, достойное отдельного разговора, - "Веселые ребята" в разработке театральной компании Ирины Апексимовой). А вот совместное предприятие с разным процентным соотношением "наших" и "ненаших" ингредиентов имеет больше всего шансов стать Настоящим Русским Мюзиклом, как это случилось с печальной памяти "Норд-Остом" или ломким, как подросток, драйвовым "Метро".

Неубиваемым фоном отечественной мюзикломании продолжают быть полулегальные как бы мюзиклы ("Волосы" в театре Стаса Намина, "Губы" в Театре Луны, "Иисус Христос - суперзвезда" в театре имени Моссовета, "Униженные и оскорбленные" в театре Геннадия Чихачева), идущие в формате музыкального спектакля в репертуарных театрах. Причем на этом поле очень активны провинциальные театры музкомедии из Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, для которых работа с новым жанром не столько мода, сколько реальный шанс выжить. Но все они не меняют главного постулата: покупка готового продукта - почти гарантирована удача; работа с оригинальной продукцией - прогулка по минному полю. Тяга к чему-то сугубо своему, на коленке сделанному, обусловлена не только неподъемной ценой импорта. Она обнажает глубинное постсоветское противоречие - мы все еще не готовы воспринимать мюзикл как продукцию, скроенную по лекалам скорее шоу, чем театра. Для нас мюзикл все-таки театр, где много поют и сполна используют технические примочки. Театр, где одеяло тянут на себя режиссер, актер, художник, а продюсер остается вовсе не главным действующим лицом, а в лучшем случае совещательным органом. Что естественно для страны, традиционно считающей менеджера-директора - продюсера если не врагом, то, во всяком случае, не другом художника. И это в самой сути своей противоречит принятой в мире схеме, где продюсер - главный человек, отвечающий за все и за всех. Выходит, что когда в России делают мюзикл по "правильной" схеме, ничего хорошего не получается. Так что импортный мюзикл по-прежнему достоин похвал по существу, отечественный - только за идею.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера