Архив   Авторы  
Душа пасхального фестиваля - художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев

Пасхальный камертон
Искусство и культураСпецпроект

Завершился VIII Московский Пасхальный фестиваль

 

Неизбежный, как весна, - это уважительное и ироничное определение сопровождает Пасхальный фестиваль не первый год. Действительно, как бы напряженно не выглядело состояние дел в культурной жизни, этот фестиваль остается константой. Его постоянство основано на поддержке трех китов: Патриархии, мэрии Москвы и Мариинского театра, причем скрепляет этот триумвират художественный руководитель Мариинского театра и самого фестиваля Валерий Гергиев. Неизвестно, мог ли фестиваль рассчитывать на столь долгое дыхание, не витай над ним фигура уникального маэстро, умеющего следить за качеством звука, решать любые проблемы и находить для этого двадцать пятый час в сутках.

Цифры восьмого фестиваля впечатляют: 1300 исполнителей из России и 10 стран мира дали около сотни концертов в 29 городах России. География фестиваля расширилась существенно, и, что важно, кроме уже балованных классической музыкой Перми, Казани, Екатеринбурга и Нижнего Новогорода, в маршрутах появились и другие города. Настоящий фурор случился в Беломорске и Мурманске - городах, где гастроли серьезного симфонического оркестра выглядели как прилет инопланетян. То есть фестиваль выполняет не самую популярную сегодня миссию культур­трегера, несущего в массы живую академическую музыку.

К площадкам двух российских столиц в этом году прибавился Концертный зал столицы Армении. С Ереваном у маэстро Гергиева давние музыкальные связи, традиции академической музыки в этом городе основательны. Публика приняла гостей как давних знакомых, тем более что они привезли серьезный репертуар (Вагнер, Чайковский, Малер) и исполнили сочинения современных композиторов. Словно бы в пандан в Зале Чайковского вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра выступил бывший ереванец Сергей Хачатрян, уехавший в консерваторский рай Германии еще подростком. Ныне он яркая мировая звезда с громадным потенциалом, и даже родину балует выступлениями нечасто. Без хорошего повода - Пасхального фестиваля - и Москва не скоро бы дождалась Концерта для скрипки с оркестром № 1 Шостаковича в его исполнении.

Звонильная и хоровая афиши стали в этом году просто громадными. Массовое нашествие хоров на Москву отвечало идее соборности и, кроме известных столичных коллективов, предполагало концерты хоров из Болгарии, Сербии, регионов России. Стоит особенно отметить Молодежный хор Киево-Печерской лавры и хоры Балтии - Orthodox Singers из Эстонии и Шяуляйский государственный хор "Полифония" из Литвы. Впрочем, неожиданностей тут нет, ведь хоры, кроме выступлений в храмах и монастырях, давали благотворительные концерты в детских домах и пансионатах для ветеранов. Так что здесь очевиден не только вклад маэстро Гергиева и его команды в диалог конфессий, но и забота о благотворительности, достойная особого уважения.

Однако как бы ни были хороши афиши колокольных звонов и хоров, симфоническая программа считается приоритетной, и главной несущей конструкцией фестиваля остается симфонический оркестр Мариинского театра. В профессиональном плане этому коллективу в России нет конкурентов ни в скорости гастрольных бросков, ни в умении адаптироваться к условиям, ни в качестве звука. Анализ программы изумляет: только что оркестр играет в Великом Новгороде Моцарта, а сутки спустя в Петрозаводске - Сибелиуса и Рахманинова. Не говоря уже об опусах композиторов-современников, сложные мысли которых оркестранты великолепно читают после одной-двух репетиций.

В этом смысле показателен последний день фестиваля. Публика ежегодно удивляется мариинцам, выдерживающим в день два сложных концерта, - open air с невозможной акустикой на Поклонной горе и требовательный финальный гала. Концертный дубль и сам по себе очень сложен, но в этом году маэстро Гергиев возвел задачу в куб и между двойным показом на публике провел полуторачасовую репетицию. Качество звука у оркестра Мариинского театра должно быть безупречно, ибо по нему, как по камертону, настраивается весь фестиваль. С тысячами своих поклонников, соратников и просто слушателей.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера