Архив   Авторы  
Для съемок "Нерожденного" Дэвиду Гойеру пришлось поднатореть в истории экзорцизма. Ведь герой Гэри Олдмена изгоняет из несчастной девушки (Одетт Юстман) Диббук - демоническую силу из средневековых еврейских поверий.

Страшно до смешного
Искусство и культураСпецпроект

"Когда в мире кризис, публика с особой силой ломится на эскапизм, мистику, фэнтези. Люди не хотят, чтобы их носом тыкали в реальность, им подавай экзотическую войну с чудищами, драконами, роботами. Зрители любили, любят и будут любить, когда им щекочут нервы", уверен сценарист и режиссер Дэвид Гойер



 

У драматурга, режиссера и продюсера Дэвида Гойера репутация стопудового удачника. В Голливуде это означает, что студии всегда, даже в самый махровый кризис, выпишут ему чек на очередной проект. Начинал Гойер с того, что в возрасте 22 лет, еще студентом киношколы USC, сумел продать свой первый сценарий. То был "Ордер на смерть" с Ван Даммом. По натуре трудоголик, Дэвид то попишет сценарии, то попашет как режиссер. А вообще-то его первая страсть - комиксы. Он их сочиняет с детства. Издает в виде книжек и переводит в экранные адаптации. Самые громкие достижения 43-летнего Гойера - три серии "Блейда", где он главный сценарист и режиссер третьей части, сценарий "Бэтмен: Начало" и история "Темного рыцаря". А в ближайших планах - девять (!) потенциально могучих проектов, из которых половина кинокомиксы, включая сиквел "Людей X", а также новая крупнобюджетная версия "Человека-невидимки" по Уэллсу. Его последний триллер - "Нерожденный" с Гэри Олдменом в главной роли - собрал в США почти 34 миллиона долларов. После премьеры ленты в России с обласканным Голливудом многостаночником побеседовал корреспондент "Итогов".

- В "Нерожденном" главную героиню преследует нерожденный брат-близнец. А до этого был "Бэтмен" - тоже вполне эффектный случай раздвоения личности. Похоже, Дэвид, тема двойничества вам особо близка. Почему?

- Не знаю. Но что точно, брата-близнеца у меня нет. Если только не считать таковым актера Стэнли Туччи, с которым меня все время путают. Раз в неделю кто-нибудь да и обознается. Придешь куда-нибудь, здороваются: привет, Стэнли! Неужто я так на него похож?! В первый день съемок "Нерожденного" прихожу на площадку, и один из осветителей возьми да и скажи: приятно вас видеть, мистер Туччи.

- И вы его тут же уволили...

- Ну нет! До такого ужаса не дошло.

- Раввин Сендак, персонаж Олдмена, изгоняет из несчастной героини диббук - демоническую силу по терминологии средневековых еврейских поверий. Этот вариант экзорцизма - чистая игра воображения или вы видели нечто подобное?

- Мы с продюсерами довольно основательно разбирались с историей экзорцизма в разных религиях и культурах. Целый месяц копались в библиотеках и архивах. Я разговаривал с пастором Епископальной церкви, который сам изгонял дьявола, он показал мне видеопленку. Любопытно, что после фильма Уильяма Фридкина "Экзорцист" число таких ритуалов в Америке выросло в три раза. Вот как подействовало классное кино! Мы скрестили несколько древних текстов. Конечно, доля фантазии присутствует. Но сеанс изгнания нечистой силы буквально дублирует опыт экзорцизма XVII века, каким он представлен в источниках. А тему зеркала, как дурного знамения и рефлексии зла, мы позаимствовали в Ветхом Завете. Согласно еврейской традиции, Лилит, первая жена Адама, ставшая ночным духом, царицей-демонессой, перемещается в пространстве именно через зеркала. Кстати, не мы первые используем их как инструмент саспенса. Недавно, к примеру, снят хоррор "Зеркала" с Кифером Сазерлендом.

- Как вы заполучили блистательного Олдмена? Он, я знаю, очень придирчив к ролям.

- Можно сказать, по знакомству. Гэри снимался в двух "Бэтменах". Я всучил ему сценарий "Нерожденного", и он признался, что любит хоррор. На мой вкус, отлично сыграл!

- Вы воскрешаете на экране одну из самых страшных страниц истории XX века - Холокост, нацистские концлагеря, опыты изувера Менгеле. Тема трагическая. У вас не возникло сомнений, стоит ли ее эксплуатировать? Вас же могут обвинить в спекуляции...

- Вы имеете в виду опасность опошления трагедии? Да, такие мысли меня посещали. Ну, во-первых, я еврей, и мои родные погибли в нацистских лагерях смерти. Конечно, само по себе это не дает лицензию на обращение к Холокосту. Во-вторых, злодейские эксперименты на людях действительно ставились Менгеле в Освенциме. То, что вы видите, реально происходило, включая бесчеловечные опыты над близнецами.

- "Экзорцист", "Предзнаменование" ("Омен"), "Ребенок Розмари". Теперь "Нерожденный". Невинные детишки, даже младенцы, как мотор ужастика. Почему?

- Я бы уточнил: детишки и пожилые люди. Все просто. Заведомо слабые, беспомощные, мы от них априори не ждем зла. Но вот старик в инвалидной коляске вдруг становится исчадием ада, а крошка с невинным взором оборачивается кровавым демоном. Эффект неожиданности, обман ожиданий. И потом... как-то дискомфортен контраст между ангельской внешностью карапуза и злодействами, которые он совершает. Добавляет, так сказать, шокового вещества.

- Но если все так страшно, то почему публика на премьере "Нерожденного" так часто смеялась?

- Смех - лекарство от страха, он снимает напряжение и вызывает катарсис. Понаблюдайте за зрителями. Когда им страшно, они могут даже вскрикнуть, но потом, почти всегда, следует взрыв смеха. Фильм ужаса - синусоида страха, когда на нить повествования нанизываются, как бусы на нитку, мгновения саспенса и прямые "пугалки". Что-то должно произойти, руки вдавливаются в подлокотники кресла, момент леденящего ужаса, смех, облегчение. Любители хоррора хорошо чувствуют ритм, похожий на американские горки или джазовую композицию. Вся штука в том, что публика сегодня пресыщена, знает все феньки наперед, и если ты не сумеешь обхитрить стереотип, реакцией будет зевота.

- Поговаривают, что на съемках фильмов ужасов случаются всякие странности. Признайтесь, ловили нечистую силу за хвост?

- Не думаю, что именно над хоррором висит проклятие. Любое кино притягивает чертовщину. Мы снимали один из эпизодов в полузаброшенной психиатрической лечебнице, в тех корпусах, где не было пациентов. Но иногда они забредали к нам. Особенно не по себе, когда в темном коридоре наталкиваешься на медленно бредущую лунатическую фигуру. Когда снимали в Иллинойсе, там вдруг произошло землетрясение. А в день съемок эпизода экзорцизма передали по радио предупреждение о торнадо. Случайности? Кто знает.

- Почти все главные хиты бокс-офиса последних пяти лет - экранизации комиксов и графических романов. Как вы объясняете их феноменальный успех?

- Действительно чистое сумасшествие! Все просто помешаны на комиксах, особенно молодежь. Когда я придумал историю "Темного рыцаря", даже представить себе не мог масштабы будущего триумфа ("Темный рыцарь" собрал в мировом прокате около одного миллиарда долларов. - "Итоги"). Видимо, есть что-то в комиксах, импонирующее современному человеку. Простота, занимательность, стремительность и крутизна сюжетов, юмор, наконец, герои, с которыми приятно себя идентифицировать. Я счастлив, что нынешние технологии позволяют мне, как и моим коллегам, таким, как Гильермо дель Торо и Сэм Рейми, моделировать самые смелые графические фантазии.

- Времена нынче тревожные, кризисные. Люди идут в кино отвлечься от реальных бед, а вы их пугаете ужасами.

- Хороший хоррор всегда ко времени. Когда в мире кризис, публика с особой силой ломится на эскапизм, мистику, фэнтези. А после терактов 11 сентября 2001 года тяга к сверхъестественному стала повсеместной. Почему с треском проваливаются фильмы о войне в Ираке? Люди не хотят, чтобы их носом тыкали в реальность, им подавай экзотическую войну - с чудищами, драконами, роботами. В 50-е, когда начались холодная война и атомная истерия, косяком пошли хоррор и фантастика. Зрители любили, любят и будут любить, когда им щекочут нервы, причем по-разному. Есть слэшеры: это когда психопат рубит вокруг тинейджеров как капусту. Есть более тонкий классический саспенс в силе Хичкока. Есть пыточная тема: зрителя держат в напряжении, мучая и истязая героев. Могучий поджанр, мне особенно дорогой, - вампиризм, как в серии "Блейд". Экзорцизм, конечно, здравствует, один из последних удачных образцов - "Шесть демонов Эмили Роуз".

- Но если Обама вдохнет оптимизм в американскую нацию, будет ли это означать закат ужастиков?

- Меня раздирают противоречия (улыбается). Как гражданин Америки я очень бы хотел, чтобы Обама преуспел. И вообще впервые за десятилетие горжусь, что я американец, при Буше я этого стеснялся. Но как кинематографист, разрабатывающий эскапистскую жилу, вроде должен желать обратного. Вот незадача...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера