Архив   Авторы  

Выше плинтуса
Искусство и культураСпецпроект

Режиссер Павел Санаев: "Кино существует не в вакууме. Мы не можем построить "боинги" и "мерседесы", а от кино требуем, чтобы оно смотрелось на уровне Paramount"



 

Автор знаменитой повести "Похороните меня за плинтусом" Павел Санаев давно сменил "профориентацию". Сегодня он кинорежиссер. Причем в отличие от других молодых он не стоит на бирже труда, а одну за другой производит картины. Триллер "Последний уик-энд", мелодрама "Нулевой километр", боевик "На игре". Накануне премьеры второй части - "На игре-2: Новый уровень" - Санаев поделился с "Итогами" своим взглядом на кинопроцесс.

- Ваша картина анонсировалась как "Геймеры". Однако фильм с подобным названием есть и в Голливуде. Кто у кого "заимствует"?

- Изначально фильм "Геймер" с Джерардом Батлером назывался Citizen Game и в российский прокат должен был выйти под названием "Игра". За полтора месяца до выхода нашей картины мы созванивались с руководством российского дистрибьютора фильма, и название "Игра" они подтвердили. А потом за считаные недели до нашего старта вдруг бац - и на всех афишах "Геймер". Пришлось срочно менять название: в порядке эксперимента мы объявили в Интернете конкурс. Выиграл парень из Екатеринбурга, приславший название "На игре". Некоторые "борцы с плагиатом" кричали потом, что мы ничего сами придумать не можем - и название содрано с "На игле", и сюжет "слизан" с "Геймера". То, что название похоже на известный "наркоманский" фильм Денни Бойла, нам как раз понравилось, в этом была фишка. А вот сюжеты у нашей картины и у "Геймера" разные абсолютно, разве что и там и тут компьютеры. Но так можно договориться, что "Крепкий орешек" слизан с Джеймса Бонда, потому что и там и там пистолеты.

- Сколько копий будет у вашей картины в прокате?

- Первая часть выходила объемом в 550 копий. Тираж "Нового уровня" - порядка 350. Компания "КАРО", выпускающая картину, собрала статистику по отечественному кино, и оказалось: из 600 копий любого нашего фильма доход приносят только 350-400. Остальные 200 штук крутятся вхолостую и часто даже не отбивают затрат на их печать. В компании решили оптимизировать прокат.

- Какие коммерческие ожидания возложены на фильм?

- Прогнозы по бокс-офису первой части были порядка 5 миллионов. При бюджете обоих фильмов в 7 миллионов, один из которых дало государство. Сборы первой части составили 3 миллиона 700 тысяч долларов. Почему мы недобрали? Зайдите на портал "КиноПоиск.ru" и почитайте отзывы на нашу картину. Там больше 70 процентов позитивных рецензий, половина из которых начинается со слов: "Не хожу на русское кино, считаю его трэшем. Не ждал ничего от этого фильма, но случайно посмотрел, и неожиданно понравилось". Когда фильм вышел в прокат, зрители были настроены очень предубежденно. Русский экшн? Увольте! Но вот только что мы получили интернет-кинопремию "Жорж" в категории "Лучший российский экшн". Теперь посмотрим, как пройдет вторая часть картины. Вообще мы рассчитываем на то, что коммерческая история ленты будет долгоиграющей. Обе части "На игре" сейчас едут на Каннский кинорынок. Подобного рода жанровый продукт может заинтересовать порядка тридцати государств. Суммы контрактов, конечно, не баснословные - от французов, например, нам поступило предложение на 150 тысяч евро - но в общей копилке они будут смотреться неплохо.

На том же "КиноПоиске" рейтинг ожидания второй части составляет порядка 50 процентов. У первой части был 35. Также надо понимать, что наш проект рассчитан на зрителя от 15 до 23-25 лет. А основная аудитория кинотеатров 25-30. Первый тревожный звоночек был на выставке "ИгроМир", где мы презентовали фильм толпам юных геймеров. Я посмотрел на них и подумал: "А я ведь этот контингент в кинозалах никогда не видел!" И точно - вся эта орава массово скачала фильм из Интернета. Приятно, что количество наших зрителей прибавилось за счет скачиваний еще на миллион, но к бокс-офису это не пристегнешь. Кстати, американский "Геймер", о котором вы вспоминали, собрал в нашем прокате всего 2,3 миллиона долларов.

- Большинству режиссеров вашего поколения такие бокс-офисы и не снились.

- Есть режиссеры, которые делают кино для себя и десятка фестивальных критиков. А я стараюсь снимать для зрителя. Режиссеры так называемой новой волны для себя определились - они снимают про российскую действительность. Не гонятся за спецэффектами, динамикой сюжета, экшном. Получаются достаточно мрачные фильмы - что "Волчок" Василия Сигарева, что "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева, что "Я" Игоря Волошина. Чернушные фильмы про жизнь, наверное, кому-то нужны, но мне их эстетика не близка. Может, потому что жизнь на самом деле не обязательно такая, как они показывают.

- А какая?

- Что сам захочешь, то в ней и разглядишь. Приведу пример. Есть драма "Билли Эллиот" Стивена Долдри про то, как младший сын работяги из шахтерского городка неожиданно понял, что его призвание - балет. Сначала отец был против, но когда увидел, как парень горит танцами, поменял мнение и отдал его в лондонскую балетную школу. Это шикарное кино про то, как из чернухи вырваться. Я был бы счастлив такое снять. А наша "новая волна" опускает зрителя мордой в дерьмо, размазывает это дерьмо по лицу и говорит: "Ка-ак же мы убого живем!" К тому же многие наши "авторские" фильмы напоминают ребусы. Разглядеть в них историю почти невозможно. А кино, я считаю, должно говорить на понятном языке.

- А как же скрытые смыслы, месседжи?

- А от кого их скрывают? Я понимаю, в советское время Высоцкий пел про гимнастику, и все говорили: "Это не про зарядку… Это знаете про что? А-а-а, то-то!" А сегодня путаная форма часто скрывает отсутствие содержания. Вообще, похоже, вы относитесь к лагерю кидающих в меня камни. За то, что я выбрал путь развлекательного кино? Почему в Америке в рецензиях к боевикам пишут: "Сплошной драйв! Смотреть всем! Лучшие перестрелки в жанре!" - а у нас ваша братия строчит: "Павел Санаев снова тужится играть на поле голливудского кино".

- Делайте фильмы уровня американских.

- Наш фильм был показан на американском кинорынке, и американский рецензент написал, что это один из лучших когда-либо снятых кибер-экшнов и лучший жанровый фильм, снятый за пределами Голливуда. При том, что в Голливуде на весь наш бюджет, наверное, только обедают. Я не говорю: дайте мне денег выше крыши, и я сниму, как в Америке. Я говорю - дайте достаточно. В "Последнем уик-энде", к примеру, не хватало каких-нибудь пятидесяти тысяч, чтобы сцена, в которой один из героев тонет на стройке, была снята по-человечески - не в непонятной луже, а в залитом бетоном фундаменте. Когда я смотрю снятые в фильме "На игре" декорации, я вижу, что они похожи на бондиану 70‑х. Они были бы такими же, как в современных голливудских фильмах, если бы их построили в Чехии, где снимается половина американских картин, или хотя бы не экономили на каждом гвозде. Кино существует не в вакууме. Мы не можем построить "боинги" и "мерседесы", а от кино требуем, чтобы оно смотрелось на уровне Paramount. Вот Никита Михалков восемь лет снимал "Утомленных солнцем-2", что стоило ему немало крови и денег: бюджет порядка 50 миллионов уже вполне европейский. Наверняка фильм получился на мировом уровне.

- Так не снимайте, а пишите. Какой смысл на пупе изворачиваться? А бумага все стерпит.

- Буду изворачиваться, потому что нравится кино. Нравится магия, когда ты сам создаешь подобие живой жизни.

- Не жалеете, что вашу собственную повесть экранизировал другой режиссер?

- У меня самого не было драйва снимать "Похороните меня за плинтусом". Я просто понял, что отдавать еще год жизни этой истории мне совершенно не хочется.

- Появляются все новые издания "Плинтуса", причем с новыми главами. Это такое ваше ноу-хау - дописывать книжку и продавать ее как свежую?

- Эти новые главы были написаны одновременно с остальными, но в то время получились не очень удачно, и мне легче было их вымарать, чем переписывать. А сейчас, когда появились очень хорошие иллюстрации художницы Александры Николаенко и пришла в голову идея подарочного издания, я подумал, почему бы не переписать их заново. Если получится - будет хорошее дополнение. Вроде бы получилось.

- Судя по всему, "Плинтус" вас неплохо обеспечивает?

- Достаточно, чтобы можно было писать сейчас новый роман "Хроники раздолбая" и ни на что больше не отвлекаться. Только не спрашивайте, о чем роман. Скажу лишь, что поклонники "Плинтуса", прочтя новую книгу, скорее всего разделятся на два непримиримых лагеря - одни новую книгу от души полюбят, другие, возможно, отвергнут. Но не написать эту вещь не могу. Накопилось.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера