Архив   Авторы  
Владимир Моташнев и Елизавета Лотова в спектакле «ОFFИС»

Клетка для клерка
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

В Театре им. Пушкина сыграли «ОFFИС»

 

Кокетливость названия - две иностранные буквы, вызывающе вклинившиеся между русскими, - этому спектаклю на удивление к лицу. В спектакле этом все ненатурально, ненормально и неестественно - так задумано режиссером Романом Козаком, так сыграно и актерами, с вывертом. Легко догадаться, что речь идет об офисе, где неотличимые друг от друга клерки проводят значительную часть своей жизни. Офис в пьесе немецкого драматурга Ингрид Лаузунд странный и какой-то зловещий. То урна вдруг сдвигается с места и катится на сотрудников, то кофейный автомат подпрыгивает, издает злобные звуки, то кактус в горшке ни с того ни с сего начинает опадать. Не говоря уж о бедных клерках. Чем занимаются - неясно. Их пятеро, в одинаково строгих костюмах. Весь спектакль клерки вытанцовывают какой-то дикий танец перед дверью начальника, на которой время от времени загорается красная лампочка. Они изворачиваются, выламывают спины, приседают, припадают, вскрикивают. На афише в подзаголовке написано: вечер для людей с нарушенной осанкой. Но у этих людей и с психикой не все в порядке. И всему виной он, Офис. Его так и следует обозначать, с большой буквы, очень уж власти у него тут много.

Никакого сюжета в пьесе нет, зато есть точная, острая, гротескная картинка служебного бытия. Роман Козак гротеск еще больше усилил, позвал на помощь балетмейстера Аллу Сигалову, и актеры, играющие в этом спектакле, в сущности, так и протанцевали свои роли. Не прожили, как положено в традиционном психологическом театре, а как-то пробежали, проскользили, виртуозно и стремительно. Козак собрал при театре студию молодых артистов (СМАРТ), они и играют. Все как один играют лихо, по-другому не скажешь: Владимир Моташнев, Игорь Теплов, Елизавета Лотова, Анастасия Панина, Алексей Рахманов.

Вроде все не всерьез, на лету, а как подумаешь, жуть берет - что работа с людьми делает. Вынуждает выражение лица перед зеркалом отрабатывать, взгляд и позы тренировать. Вынуждает лгать и лицемерить. Коллег локтями отталкивать. Потому что, если ты не съешь, то съедят тебя - таков закон не джунглей, а офиса. И гнуть хребет вынуждает, под удар подставлять. Вот девушка, симпатичная, бедрами виляет, ножки демонстрирует, зашла в начальственную дверь, а вышла с ножом в спине. И ничего, хоть бы хны. Еще руководство любит головы отрывать подчиненным, они так и выходят с головой под мышкой. Или вот один клерк другому пощечины отвешивает, раз, другой, третий, а тот его оправдать пытается, в затылке чешет: что, интересно, он этим сказать хочет? Здесь подтекст, внутренние мысли, привычный служебный диалог сопровождающие, озвучены и весьма виртуозно в беседу вставлены. Эффект, надо признать, поразительный - смешно и страшно одновременно. А впрочем, чему удивляемся? Так ведь и водится - говорим одно, думаем другое.

Пьеса Ингрид Лаузунд на самом деле называется «Бесхребетность». Сами видите, есть в этом названии некое назидание, есть оно и в пьесе, в самом конце. Там каждому из участников дали монолог произнести, душу открыть, чтобы зрители поняли, о чем речь шла. Ну то есть, что все они, белые и пушистые, мечтают вырваться из этого офисного плена, и только нарушенная осанка (на самом деле - бесхребетность) не позволяет. Так вот назидание спектаклю Козака не идет совсем. Оно тут лишнее, его хочется вычеркнуть. Потому что мы и так все поняли, спасибо.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера