Архив   Авторы  
Заглавную роль в спектакле «СОНЯ» Сыграл Гундарс Аболиньш

Слова народные
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Новый Рижский театр Алвиса Херманиса в Москве

 

Это были не простые гастроли. Если хорошенько подумать да по сторонам оглядеться, ясно станет - случилось событие для нашего театра важное. Спасибо фестивалю NET, гастроли затеявшему. Спектакли Алвиса Херманиса на фестивали давно уже ездят. Например, «Ревизор», несколько лет назад привезенный, до сих пор вспоминается. Ничего подобного ни до, ни после видеть не приходилось. Вроде бы и Гоголь сатирическую пьесу написал, и Херманис вполне гротесковый и смешной спектакль поставил, а вот откуда это ощущение нежности взялось, не понять. И линия театра, его художественные цели и задачи выявляются отчетливо, как ни у кого.

Очевидно, что никаких открытий не совершается. В сущности, со времен Станиславского русский театр время от времени принимается искать новых героев и новую правду актерского существования. На нашем веку в начале 60-х этим занимались Эфрос и Ефремов, теперь вот латыш Херманис. Его «Соня» (по рассказу Татьяны Толстой) состоит из таких мелких и таких точных деталей и подробностей, что хочется, водрузив очки, остановить время и разглядывать их до полного, так сказать, упоения. Старый буфет с посудой, кровать с горкой подушек, фотографии на стенах, патефон с пластинками, белье, аккуратной стопочкой уложенное в шкафу. И толстую молчаливую Соню с бигуди на жидких волосах, которая так ловко пропитывает торт кремом, готовит курицу и шьет на стареньком «Зингере». То есть сидишь и смотришь во все глаза на эту смешную и нелепую старую деву, которую, как выяснилось, очень легко разыграть, и постепенно перестаешь замечать, что играет ее мужчина, настолько правдиво и точно он, прошу прощения, перевоплощается. Историю Сони у Херманиса рассказывают двое мужчин. Точнее, один (Евгений Исаев) рассказывает, а другой (Гундарс Аболиньш) - показывает. Ситуация почти клоунская, а публика к концу уж и дышать перестала, так была растрогана.

В «Латышских историях» Херманис наглядно продемонстрировал, как достигается столь поразительная правда актерского существования, тут как будто лабораторию для публики открыли. Актерам дали задание - найти за пределами театра самого обычного человека, пообщаться с ним, а потом показать его на сцене. Набралось около двадцати таких историй, их и демонстрируют в Риге в течение недели, каждый день разные. В Москву привезли шесть историй: про бывшего моряка, живущего в маленьком городке у моря; про солдата, собирающегося служить в Ираке; про водителя автобуса; воспитательницу детского сада и т. д. Что называется, люди толпы, простые, ничем не примечательные граждане современной Латвии вышли на сцену и стали героями спектакля. Когда-то у нас то же самое делали Розов и Володин, потом Вампилов и Петрушевская. Они предъявляли публике героев, по тем временам непривычных, неудобных и непричесанных. Сегодня Херманис обходится без драматургов. Слова в этих его спектаклях, как говорится, народные, от театра только аранжировка. Чем его не устраивает новая драма, вопрос интересный. Очень может быть, что агрессией, негативом, отрицанием. А Херманиса интересует жизнь во всей ее полноте и радости. Он светлый человек, вот что. У него даже мат если и употребляется, то как-то совершенно иначе звучит, не так грязно. Сидишь, к примеру, на «Звуке тишины» и три часа кряду улыбаешься. Там как раз о 60-х годах речь. О тяге проснувшихся людей к свободе. Глядишь, не отрываясь, как молоденькие ребята учатся целоваться, как женятся, детей рожают, как музыку (запретную, ту, что из-за бугра) слушают, она-то и была для них глотком свободы.

Глядишь и, справедливости ради, Женю Гришковца вполне к месту вспоминаешь. Это ведь он инфицировал наш застоявшийся театр вирусом забытой подлинности и откровения. Теперь вот и Алвис Херманис утверждает на сцене живую жизнь как главное, неотменяемое событие. На его гастрольные спектакли, к счастью, много актеров ходило, вдруг поможет?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера