Архив   Авторы  
В спектакле МХТ "Киже" массовка одновременно и фон, и главный участник действия

Много шума и... ничего
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

В МХТ им. А. П. Чехова сыграли "Киже"

 

Кирилл Серебренников решил поставить маленький, мистически точный рассказ Юрия Тынянова "Подпоручик Киже" в затянувшемся перерыве между репетициями большого спектакля "Трехгрошовая опера". Правильно решил, это вроде бы его материал. Любит он такие вещи, где можно не углубляться в психологию, а отпустить на волю фантазию, поиграть с символами. В разнообразных интервью перед премьерой Серебренников предупреждал публику, что вышел у него суперформалистический спектакль. В одной рецензии, только что вышедшей, утверждается, что по этой части автор рассказа, создатель формального метода в литературоведении, и режиссер счастливо совпали, поскольку Серебренников и есть наш главный формалист. Но вот вопрос, а что, собственно говоря, значит этот термин? За ним ведь не просто небрежение к душевным переживаниям героев прячется. Нет, тут речь о повышенном внимании к форме, к отделке и строению вещи (рассказа или спектакля), к ее композиции, ритмам и стройности смысла. И тогда, получается, спектакль "Киже" никакого отношения к формальному методу не имеет. Потому хотя бы, что тут и композиция по швам трещит, и сценические средства - игра света, звука, реквизита, массовки - свежестью не отличаются. А заодно и смысл размыт до самого банального.

Юрий Тынянов написал в 1927 году небольшой, смешной и жуткий рассказ о пустоте, раздутой до грандиозных российских размеров. По ошибке писаря, написавшего "подпоручик Киже" вместо "подпоручики же…", возник этот фантом, который по приказу императора Павла был бит плетьми и отправлен в Сибирь. Потом был призван назад, стал поручиком, женился, родил сына, скоро пожалован в генералы и наконец, как положено, умер. В этом рассказе можно увидеть блестящий анекдот времен Павла I. А можно счесть его пророческим прозрением - наступали глухие и страшные 30-е годы, пышным цветом расцветали страх, предательство близких, репрессии. Кирилл Серебренников поставил слишком длинный для анекдота спектакль, в который что только не напихано. К прозрачному, графически точному тексту Тынянова добавлены Карамзин, Кант, Барков, "Домострой", переводы "Гамлета" и еще бог знает что. Мука отовсюду сыплется, рентгеновские снимки, не пойми к чему, развешаны, бенгальские огни постреливают. Павел I (Сергей Медведев) время от времени с черепами играет, и сцена с могильщиками тоже припасена. Зачем, спросите? А затем, что Павел - русский Гамлет. Граф Аракчеев (Леонид Тимцуник) с Кантом (Павел Ващилин, блестяще овладевший немецким языком) встречается. А все для того, чтобы разжевать и в рот публике положить одну-единственную на весь спектакль мысль - не нужна России свобода.

После фильма "Юрьев день" Серебренников, похоже, всерьез увлекся назиданием и надрывным пафосом. Вот, оторвались мы от корней, забылись, заигрались. Ладно, оторвались, а только в "Киже" знаете чего нет? Юмора. Его автор как-то уж слишком серьезно к своим высказываниям относится. И поэтому слушать его ужасно скучно. Надрыв с формализмом ну никак не монтируются. Вампука выходит.

У Тынянова поручика Киже хлестали плетьми перед строем. Солдаты смотрели на экзекуцию молча, как будто что-то видели. Так и с этим спектаклем. Вроде в нем что-то есть. А может, и нет ничего, но обязательно надо что-то увидеть, иначе прослывешь ретроградом. Так уж у нас заведено. Еще со времен Павла I.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера