Архив   Авторы  
Янина Лакоба (Ксения Блаженная) и Игорь Волков (Инвалид) в спектакле Александринского театра "Ксения. История Любви"

Свято место
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Валерий Фокин поставил спектакль о святой Ксении Петербургской

 

Самое большое впечатление произвела на меня публика. Зал роскошного санкт-петербургского Александринского театра со всеми его ярусами был забит под потолок. Но это бы ладно, сейчас едва ли не в каждом театре народу полно, самое интересное - как смотрели и как слушали. Пожалуй, пафосное слово "внимали" очень бы сюда подошло. Не знаю, всем ли понравилось, но сосредоточенность и какая-то душевная открытость сидящих рядом людей задевали невероятно. И ведь не развлечение какое-то невиданное, не суперзвезды зал держали. В спектакле "Ксения. История любви" и сюжета-то толком нет. Пьесу "в клеймах" (так в иконописи называют небольшие композиции с сюжетами из жития святого, располагающиеся вокруг центрального изображения) написал драматург из Тольятти Вадим Леванов. Одна короткая сценка из жития Ксении блаженной сменяет другую, и все. Вот у молоденькой Ксении Григорьевны Петровой внезапно, без покаяния, умер муж. Вот она уже в мужском платье, отказавшаяся от дома, имущества и имени, отправляется в свое многолетнее юродское странствие по Петербургской стороне. Сообщает всем и каждому, что это "Ксенюшка умерла", а она теперь - Андрей Федорович, грехи замаливает. Над ней смеются, ее боятся, жалеют, почитают, наконец. Теперь это любимая святая. На Смоленском кладбище в Петербурге, где она похоронена, толпы народа, настоящее паломничество.

Не все удачно в этой постановке. Не понравилась сцена, как раз на кладбище происходящая. Где-то в середине спектакля, резко изменив интонацию и ритм, врывается вдруг на распахнутую во всю ширь сцену (сценограф Александр Боровский) толпа современных экскурсантов-паломников, преимущественно женщин. В чьем-то магнитофоне Дима Билан поет: "И невозможное возможно…", гид смотрит на часы и торопит восторженных кликуш - мол, быстренько кладем цветы и в автобус, нам еще на Пискаревское кладбище ехать. Понятное дело, карикатура, и мораль ее столь очевидна, что неловко делается. Очень уж в лоб тебя бьют, увернуться хочется...

Еще одна сцена действие в XX век перебрасывает - женская очередь в "Кресты" (это тюрьма, если кто забыл или не знает) 39-го года. Анна Ахматова с ее "Реквиемом" опознается мгновенно. И опять ежишься от прямолинейности, Валерию Фокину совсем не свойственной.

И все же в этом спектакле Фокин многих своих поклонников удивил. Очень просто, безыскусно и даже как-то наивно его "Ксения" сделана. Ощущение такое, что опытный, блестяще владеющей профессией режиссер сознательно отринул свои умения, отказался от изощренности театрального языка ради чистого, как горный родник, рассказа о беспримерной, самоотверженной любви. Что-то глубоко личное в этот спектакль вложено. Можно сколько угодно говорить, что и то в нем не так, и это, но сделан он от всего сердца, тем и берет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера