Архив   Авторы  

Обратно "Эрмитаж"
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Михаил Левитин поставил пьесу "Капнист туда и обратно"

 

Казалось, Михаил Левитин никогда не расстанется с амплуа enfant terrible. Даже несмотря на то, что вокруг в последнее время появилось множество самозваных териблей. В молодости плакальщикам застоя режиссер противопоставлял обэриутский кураж, черпая в нем силы жить, а не выживать. Новые времена не поменяли левитинских пристрастий. Постановщик пьесы Юрия Олеши "Нищий, или Смерть Занда" не мог стать печальником кассы и был застрахован от эйфории. Однако кураж незаметно обернулся надменностью. Театральной позой гордого одиночки. Мало-помалу "Эрмитаж" стал чем-то вроде монастыря с верными своему обЭту послушниками. И вдруг, хотя, возможно, "вдруг" только для наблюдателя недостаточно пристального, появляется спектакль совсем иного тона. Черно-белый, горький, а главное, насквозь пронизанный мирскими чаяниями.

Афиша на заборе ничего подобного не предвещала. Название "Капнист туда и обратно" - та же тебе считалочка, что и "Хармс! Чармс! Шардам!", и соавторы неизменные. Драматург Юлий Ким. Художник Давид Боровский - действие спектакля разворачивается в его пространстве. Можно было бы, конечно, пошутить, что вот еще одна примета того, как время повернулось вспять. Это ведь в воздухе. Но, право дело, театр-то ничего припасти ни на черный, ни на светлый день не может. Просто второе дыхание открылось.

Войдя в зал, ты на мгновение теряешься: ремонт, что ли, сделали? В знакомом черном планшете "Ким-танго" отражается тусклое сияние канделябров, подсвечивающих имперски красный с золотом портал балкона. Сын Давида Боровского Александр добавил всего лишь один штрих к декорации отца и перенес нас в Александринку. Игра началась, как часто бывает в "Эрмитаже", еще до представления. Забегая вперед, скажем, что и вестись она будет по тем же наивным правилам театра, не знающего лазерных лучей, экранов, проекторов, синтезаторов и прочей дорогостоящей дребедени. Ничего, батенька артист, согнись в три погибели и пробеги под сценой, чтобы выскочить в другом конце, словно черт из табакерки, а понадобится, спустится с небес - трос прокрутят работяги. "Волшебную силу искусства" поддержит живой оркестр, расположившийся в партере и на балконе. И будет дирижировать им один из актеров. Или персонажей - то ли Капниста, то ли Левитина. Не важно. Важно, что лицедействует вся труппа отменно. Как-то нежно, без натуги актеры держат сразу несколько планов, легко, без подмигивания, соединяя век нынешний и век минувший.

А вот текстовые "обманки" обретают неожиданный смысл. Стилистика Юлия Кима хорошо известна публике, в отличие от слога всеми забытого Василия Капниста. Но никогда не догадаешься, что куплет "Бери! Большой тут нет науки. / Бери! Что только можно взять. / На что ж привешены нам руки, / Как не на то, чтоб брать, брать, брать!", написан в XVIII веке. Название пьесы "Ябеда" в переводе на современный язык означает "Мздоимец". А еще современнее - коррупция. Она-матушка вкупе с "кривосудием" и составляет сюжет Капниста, за которым потянулись другие знаменитые русские сюжеты - Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

Сюжет Кима - история, приключившаяся с сочинителем, исторический анекдот, никем не подтвержденный, но и никем не опровергнутый. Будто бы Павел I, едва начав смотреть пасквиль, в гневе отправил правдолюба в Сибирь, но, досмотрев и убедившись, что порок наказан, с полдороги вернул и по-царски одарил. Сей анекдот нам сначала и расскажет в прологе Борис Романов, означенный в программке Правдин, резонер. Только услышав его монолог, понимаешь, что словом "резонер" пользовались в старину по причине еще не родившегося слова "интеллигент". Он и заканчивает спектакль в той же интонации: "Вот так было в прошлы годы, когда не было ­свободы..." Интонация бессильной печали.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера