Архив   Авторы  

Из кровати в кровать
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Сергей Женовач поставил чеховские "Три года"

 

О Сергее Женоваче принято писать как о певце простой, будничной жизни. О том, как уютно, светло и нежно он воссоздает ее в своих спектаклях. Собственно, и о Чехове так привыкли думать. Меж тем повесть "Три года" написана безжалостно и отчаянно пессимистично. В ней, может, и о любви речь, а радости при этом никакой, одна только тоска, вопросы и неудовлетворенность. Богатый, немолодой и некрасивый купеческий сын Алексей Лаптев (Алексей Вертков) полюбил юную провинциальную девушку Юлию (Ольга Калашникова). Она, не сумев отказать, вышла за него. Сначала мучилась, потом (через три года безрадостной жизни) привыкла и вроде бы даже полюбила. Только вот он к тому времени остыл окончательно. И что их ждет впереди? Невесть сколько еще придется томиться им без надежды хоть как-то изменить свою нелепую жизнь.

Удивительно, но Женовач в этом спектакле отказался жизнь воспевать. Он ощутил ее как препятствие и с помощью своего постоянного соавтора сценографа Александра Боровского соорудил на сцене Студии театрального искусства разноуровневую конструкцию, состоящую из металлических решетчатых кроватей. На них лежат, сидят, живут и умирают чеховские персонажи, все как один в исподнем. И кажется, нет ничего беззащитнее такого человека, полуодетого, засыпающего в позе младенца. Люди могут сколько угодно хорохориться, гордость выказывать наподобие Полины, бывшей любовницы Лаптева (Мария Шашлова). Могут умно рассуждать о справедливости, как друг его Ярцев (Григорий Служитель). Могут, как отец героя (Сергей Качанов), беспощадно поровший своих детей, отстаивать домостроевские устои, а только всех их жалко до слез. Они у Женовача и Боровского по земле (ну или по полу) не ходят, только по кроватям. Босыми ногами по железу шлепают, через спинки перебираются, вверх-вниз лазают. К помехам быстро привыкли, их и не замечают, на сетке металлической время от времени задорно подпрыгивают в порыве чувств. Нелепость и бессмысленность их жизни предъявлены именно так, буквально. Лаптев обмолвился как-то, что, желая заняться хоть чем-то стоящим, думал устроить в Москве ночлежку для бездомных. Ну вот она и устроена, заодно уж и тюремные камеры напоминает. К прелестям быта, от Женовача ожидаемым, здесь ничто не отсылает. Спектакль, как и чеховская повесть, сделан жестко, если не сказать гротескно. В нем никто никого не слушает и уж точно - не понимает, исповеди обращают прямо в зал. Здесь печаль легко уживается с комизмом, а время скачками несется вперед, разбивая в прах мечты о счастье и вялые попытки преодолеть никчемность существования.

Острый постановочный рисунок диктует актерам очевидно новый для них способ существования на сцене. Так резко, едва ли не на грани с вампукой они еще не играли. Женовач ставит перед своими учениками сложнейшие задачи, неудивительно, что не все пока в них освоились. Мария Шашлова, например, играет здесь безупречно, я бы сказала, образцово, а вот главным исполнителям - Алексею Верткову и Ольге Калашниковой, как говорится, есть куда расти. Они и сейчас уже играют хорошо, только, что называется, привычно, ожидаемо. Осталось чуть-чуть - подпрыгнуть повыше на этой чертовой сетке и ощутить восторг от новизны и невесомости. Сергей Женовач, выяснилось, отлично знает, как это достигается.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера