Архив   Авторы  
Сцена из спектакля "Аркадия" театра на Малой Бронной, где к автору пьесы Тому Стоппарду отнеслись бережно, но не подобострастно

В поисках идиллии
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

"Аркадия" Тома Стоппарда в Театре на Малой Бронной

 

Апрель 1809 года. Огромный загородный дом в графстве Дербишир. Комната, выходящая в парк. На заднем плане высокие, красивые окна-двери без занавесок. Показывать пейзаж за окнами нет необходимости. Мы постепенно узнаем, что дом стоит в парке, типичном для Англии тех времен. Можно дать намек: свет, небо, ощущение пространства... Вообще-то надо было бы поставить кавычки, потому что это точное описание первой картины спектакля "Аркадия" Театра на Малой Бронной сделано не мной, а автором - Томом Стоппардом. Режиссер Сергей Голомазов отнесся к тексту пьесы не менее бережно, чем художник Алексей Порай-Кошиц. Бережно, но не рабски. Когда двери-окна будут распахиваться, мы увидим парковые скульптуры, которые рабочие сцены по ходу действия будут то упаковывать на ночь, то распаковывать. Эту улыбку сценографа подхватывает художник по костюмам Виктория Севрюкова, озорно играющая на наших представлениях о чопорных британцах, соединив в одежде персонажей шотландскую клетку и клетку Burberry.

Так создается пространство театра, в котором по воле драматурга соединятся век девятнадцатый и век двадцатый: нынешние обитатели поместья с дотошностью профессиональных историков изучают события тех дней, когда сюда заглядывал Байрон. Собственно говоря, соединять разорванную связь времен, заглядывать в прошлое через оптику настоящего любимое занятие Стоппарда, будь то "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" или "Берег Утопии". Несмотря на избыточную по нашим временам литературность и многословность в его пьесах, а в "Аркадии" особенно, крепко завязаны детективный сюжет и несколько любовных линий с интеллектуальными играми. Потому он всегда интересен самому широкому кругу зрителей.

Сергей Голомазов, третий сезон возглавляющий Бронную и принявший театр, растерявший публику, сделал выбор правильный и тактически, и стратегически. К тому же он сделан по любви (в 90-х он сыграл в знаменитом спектакле Евгения Арье "Розенкранц и Гильденстерн мертвы..."). Историю взлетов и падений Бронной почему-то принято "отсчитывать" от Анатолия Эфроса. Еще не к месту поминают трагически погибшего Михоэлса, работавшего в этом здании. Думаю, для нынешнего руководителя театра куда существеннее другая, позабытая всеми связь. Когда-то именно на этой сцене взошла звезда Андрея Гончарова, поставившего "Вид с моста" Артура Миллера. В то время это был яростный прорыв за железный занавес. Голомазов - ученик Гончарова, похоже, усвоивший многие уроки мастера. И в отношении к автору, и в отношении к зрителю, и в стратегии формирования труппы. Для тех, кто сюда давно не заглядывал, она неузнаваема. Да, еще нет общего языка, не притерлись. Но уже есть яркие дебюты. Антонина Шеина и Данил Лавренов, исполнившие в "Аркадии" Томасину и Септимуса, гениальную девочку и ее учителя, очаровывают не только живостью и обаянием молодости. У них умный талант и безукоризненное чувство партнера. Достаточно увидеть, как они умеют молчать на сцене, ни на секунду не теряя нить происходящего. Хорошо молчать режиссер обучил и других. Говорить - пока не всегда.

О чем же, собственно, нам долго рассказывают со сцены, часто употребляя ученые слова и разбирая математические формулы, в которых так сильна Томасина? Тот самый Байрон, что заезжал в Дербишир, записал когда-то в дневнике: "Материя вечна, она постоянно изменяется, воспроизводится, и, насколько мы в состоянии постичь вечность, она вечна; отчего бы и Духу не быть вечным?" Его, Дух, нельзя осязать руками, но, по уверению Стоппарда, от него остается теплота. Вот и спектакль ощущаешь как детскую игру: холодно, холодно, тепло, еще теплее...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера