Архив   Авторы  
Константин Хабенский - Мэкки в "Трехгрошовой опере" МХТ

Брехту на смех
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

"Трехгрошовая опера" в МХТ им. А. П. Чехова

 

Для этого спектакля Кирилл Серебренников заказал Святославу Городецкому новый перевод знаменитого текста, а потом еще и отредактировал его. Заново переведены и зонги. Надо полагать, это понадобилось, чтобы содрать лакировку, которая за 80 с лишним лет сценической жизни брехтовской пьесы прилипла к ней едва ли не намертво. Меж тем Бертольт Брехт, ненавидевший буржуазное мироустройство, равно как и буржуазное мировоззрение, очень хотел своей вызывающей, провокативной пьесой оглушить собравшуюся в партере публику, раздражить, нарушить покой. Но равнодушное к социальным порывам время обработало его сочинение по-своему. Оно стало доставлять удовольствие.

По всему выходит, Серебренников решил с этим обстоятельством бороться. В новом переводе ничто не ласкает слух, все крайне жестко – ненормативная лексика, прямой язык улицы. И речь в спектакле, понятно, не о Лондоне и не о Германии начала прошлого века, о родной стороне. Актуально, аж жуть. Один из героев, Джонатан Пичем, - владелец фирмы "Друг нищего". Ну так спуститесь в метро, они все там, его подчиненные, по вагонам ходят. И в спектакле они на сцену выползают, в зал идут, милостыню просят. Тут и поп в рясе, собирающий пожертвования на несуществующий храм, и бабка с красными флажками и газетой "Правда", и инвалиды чеченской кампании. Крышующий нищих Пичем в одной из сцен появляется в ушанке и трениках, с медалями на пиджаке. А продажный шеф лондонской полиции Браун щеголяет в милицейской форме. И зал хохочет, счастливый от скорого узнавания.

Придумок в спектакле масса, многие очень удачные. Лирическая сцена Мэкки и Полли, белый надувной шар вместо луны, эффектное появление гигантского, во всю высоту сцены, скелета взамен королевского всадника, и, конечно же, финальный уход героя под прямым углом к вертикальной стене театрального задника. Словом, видно, что много усилий вложено в этот спектакль. И актеры выкладываются тут на всю катушку. Играют, правда, кто в лес, кто по дрова, но, надо полагать, премьерное волнение уляжется, а там, может, и ансамбль сложится. А пока Марина Голуб (Селия Пичем) изо всех сил демонстрирует образец чистой эстрадности, Сергей Сосновский (Джонатан Пичем) верит в реализм и сценическую правду, а молодые Сергей Медведев, Роман Шаляпин, Игорь Хрипунов играют по правилам современного динамичного театра. Константин Хабенский в роли Мэкки, как и положено, выделяется из толпы. Уже и сейчас играет хорошо, а будет еще лучше.

Проблема, в сущности, одна. При всей похожести на реальную жизнь происходящее на сцене не было жизнью. Сходство есть, спору нет, но очень уж оно поверхностное, формальное, знаковое. Жизнерадостный смех вызывающее. Брехт, сочиняя пьесу, гневался, а тут видно, как радовались, шутки выдумывая. Брехт хотел как можно сильнее ударить по обществу потребления, а тут стараются это общество удовлетворить.

И сам собой возникает вопрос: зачем это поставлено? Пафосных слов о бесстыдной, пугающей действительности навертеть, конечно, можно, а почувствовать ужас от встречи с ней (действительностью то есть) не удалось, нет. Вот на следующий день еду я в метро и вижу – женщина беременная стоит, табличку впереди себя выставила, милостыню просит. Почему-то не смешно было. Наверное, оттого, что это не театр.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера