Архив   Авторы  
Андрей Барило и Александр Ширвиндт в спектакле "Мольер" ("Кабала святош")

Ширвиндт про Ширвиндта
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Пьеса Михаила Булгакова "Мольер" ("Кабала святош") в Театре сатиры

 

Александр Ширвиндт рассказывает, что режиссер Юрий Еремин несколько лет уговаривал его сыграть булгаковского Мольера. Не буду гадать, почему актер сопротивлялся, но теперь, когда премьера состоялась, рискну предположить, почему режиссер настаивал. В пору нашей с Ереминым театральной юности ленкомовские спектакли Анатолия Эфроса были тем, что в жизни человеческой называется первой любовью. И первой страстью, и первым вожделением. И если наши предшественники присягали на верность Театру, кладя руку на "Три сестры" Немировича-Данченко, то мы всем сердцем откликались на тоскующие вариации трубы из "Снимается кино", растворялись в ее звуках без остатка. Это были наши "8 1/2", и Александр Ширвиндт, воплощавший alter ego режиссера, увлекал не меньше недосягаемого заморского Марчелло Мастроянни. Был тогда в ходу теперь совсем забытый термин "исповедальный театр". Актеры такого театра не стремились перевоплощаться. Отбросили пыльные парики, гумозы, гримы. Напротив, примеривали на себя лица и обстоятельства пьесы, не важно - современной или классической. Кому-то это казалось мелковатым, но не о них речь. А о тех, для кого воздух, очищенный от догматов, оказался пространством внутренней свободы, куда более манящим, чем боевая публицистика тех лет.

Юрий Еремин и поставил спектакль в каком-то смысле исповедальный и в некотором роде исторический - с Ширвиндтом, для Ширвиндта, про Ширвиндта. И хотя в спектакле этом действует множество персонажей: артисты труппы Мольера, Людовик и его свита, "сотрудники и агенты Кабалы", большой оркестр, он кажется камерным. Лирическим и печальным.

Яростная, надрывная булгаковская тема "художник и власть" как будто ушла куда-то на второй или даже десятый план. Чего ломать копья, когда уже давно и не нами открыто, что "времена не выбирают, в них живут и умирают". Потому смена эпох здесь всего лишь легкий поворот сценического круга, перемена костюмов - просто "прикид" своего времени, как и контрапункт музыкальных ритмов. В семидесятых Мольера играл Юрий Любимов. Трагически "бодаясь с дубом". Это было естественно. Так же естественно, в этой роли лицедействуя, в начале 2000-х ерничал Олег Табаков. Ширвиндт в больших играх никогда не участвовал. В нем не было пафоса фрондера - упитанный Пьеро капустников. Вот и сейчас от пафосной темы он уклонился. Что для него естественно.

Можно было бы, конечно, своими словами описать, с какой величественной простотой артист на склоне лет, проживший долгую жизнь совсем в другом театре, возвращается на круги своя. Как заставляет своего героя молодеть на сцене перед публикой и стареть, распускаться за кулисами перед своими. Как убеждает, что помнит все 104 страницы про любовь и может их дописывать. Как его все еще ранит предательство учеников, но как он научился прощать... Однако хочется дать слово Эфросу, написавшему когда-то о нем в роли Нечаева из того самого "Снимается кино": "Такая роль, если ты хочешь открыть ее по-настоящему и открыть в ней самого себя, требует, если хотите, подвига человеческой откровенности и самоотдачи. Надо в себе увидеть эту роль и себя увидеть в этой роли, надо перестать быть просто привычным самому себе, надо стать самим собой, но только таким, каким ты бываешь в те минуты, когда твоя мысль воспалена, когда ты на пороге чего-то тревожного и важного". Теперь это и о Мольере. И уж совсем неожиданно - о труппе господина Ширвиндта: о Вере Васильевой, Юлии Пивень, Андрее Барило...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера