Архив   Авторы  
По случаю собственного 60-летия Константин Райкин обещает не торжества, а премьеры.

Трудно быть оптимистом
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

 

Никаких торжеств по поводу моего 60-летия в театре не будет. В этих празднествах, по-моему, есть что-то ужасно фальшивое. Ну, дорогие гости, говорите обо мне, а я послушаю, кто меня больше любит. Как будто первая сцена из "Короля Лира" разыгрывается. Но мы с Валерием Фокиным затеяли спектакль, который выйдет уже в новом сезоне и с юбилеем никак связан не будет. Решили вернуться к гениальному материалу Достоевского "Записки из подполья". Давным-давно, совсем еще молодыми, мы делали эту вещь в театре "Современник". Тогда еще не было малых сцен, экспериментировали в репетиционном зале, ни о чем не задумываясь. А оказалось, этот спектакль стал для нас знаковым, как-то кардинально он нас переделал. Наверное, это была моя лучшая в жизни актерская работа, да и Фокин поставил, может быть, лучший свой спектакль. Но сейчас начнется совсем другая история, и это, конечно, страшный риск. Думаю, что так я еще никогда в жизни не рисковал. Тогда мы вообще не задумывались, где мы будем это играть, как нас воспримет зритель. А сейчас меня просто оторопь берет - я предложил поставить спектакль на большой сцене, а Фокин предложил мне сыграть все это одному, без партнерши. И мне по-настоящему страшно, боюсь, чтобы публика в большом зале не заскучала.

А пока я ставлю Островского, пьесу "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Там в центре потрясающе интересный персонаж - Крутицкий, абсолютно достоевский тип, который, притворяясь нищим, на самом деле является невозможным богачом. Островский написал историю патологического увлечения деньгами, я так и хотел бы назвать спектакль - "Деньги", они у автора едва ли не в каждой фразе упоминаются. Мне кажется, там очень правильный взгляд на бедность. Считается, что Островский любил писать о непорочности бедности и о греховности богатства, но здесь рассказывается иная история, про безнравственность и какую-то дьявольскую сторону нищеты, про ее губительную силу и мерзость. Ничего хорошего в нищете Островский не видит, нет в ней никакого бескорыстия или благородства.

Мне хочется соединить эту пьесу с абсолютно убойной современностью, показать безликую, жуткую окраину, с железными, ржавыми гаражами, близкой железной дорогой и т. д. У Островского ведь это вневременная вещь, такая вот вечная история России, история непреходящей нищеты. Люди там живут хрен знает как, но как-то приладились, привыкли, особенно и не страдают. Автором описана какая-то мистическая, воровская среда, и овощная лавка там на самом деле притон, где продают краденое. Словом, обстановка абсолютно криминальная, где все повязаны друг с другом, вплоть до полиции, которой приплачивают. Пьеска, конечно, смешная, но очень мрачная. И юмор ее абсолютно черный. Язык чуть старомодный, с завитушками, да, но картинка, знакомая до боли. Как-будто из "Новой газеты" взята.

То есть о современной жизни я предпочитаю говорить через классику, так называемая новая драма меня не очень увлекает. Театр, безусловно, должен цеплять больные темы, но нашей публике надо хоть какой-то свет в конце тоннеля увидеть, пусть слабый, но свет. А ему в этих пьесах все время талдычат: вокруг все очень плохо и грязно, вы непременно помрете, ну, туда вам и дорога. В нашей стране, мне кажется, пессимистом быть дико просто. А вот оптимистом, горестным оптимистом быть трудно. Нужны душевные запасы, чтобы, понимая драматизм ситуации, к какому-то выходу вести людей.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера