Архив   Авторы  
Спектаклем "Платонов" Национальный драматический центр Мадрида хотел рассказать своим соотечественникам о загадочной русской душе. Московские зрители решили, что испанская душа не менее загадочна

Отставшие от поезда
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Национальный драматический центр Мадрида показал «Платонова»

 

Все время, пока шел испанский спектакль «Платонов», привезенный на Чеховский фестиваль известным кинорежиссером Херардо Верой и исполненный популярными артистами, среди которых любимица Альмодовара Кармен Мачи, мне почему-то вспоминался другой чеховский спектакль — скромный, дипломный. «Дядю Ваню» играли выпускники цыганской студии Гнесинки. Их педагог-режиссер Елена Долгина прекрасно понимала, что для ее студентов это первая и, главное, последняя возможность сыграть такие роли у такого автора. Эффект был неповторимый: загнанный внутрь природный темперамент молодых артистов, словно сжатая пружина, держал напряжение действия, придавая характерам объем и драматизм. Мадридский театр, напротив, окрасил наш равнинный среднерусский пейзаж в жаркие страстные тона. Возможно, тем самым приблизив пьесу к своему зрителю — на родине он шел с неизменным успехом. Для нас, думаю, интересен лишь как занятная экзотическая вариация.

А начался спектакль многообещающей прелюдией. В ложе появился аккордеонист, развел меха, и его инструмент затосковал протяжно и без надрыва. Но последовало действие, стремительное, порой даже зажигательное. Оно несется под стук колес поезда, движущегося в неизвестном нам направлении. К финалу станет понятно, что поезд — метафора. Направление — будущее. Он проходит мимо персонажей, оставляя их в прошлом. По уверению режиссера, «...это мир, в котором под лакированной поверхностью благородного общества человеческие особи пожирают друг друга. Это мир, который мечтает быть вечно, но который смертельно ранен, смертельно болен и неотвратимо должен исчезнуть». Ни смертельных ран, ни смертельных болезней лично я на сцене не разглядела, а вот «особи, пожирающие друг друга», своих намерений не скрывали, поступая порой с жадной торопливостью.

Справедливости ради заметим, что пьесу юного Чехова, длиннющую, незаконченную, можно поворачивать, как заблагорассудится. Хотите, разглядите в ней черты еще не оформившегося новатора, хотите — вытаскивайте черты предшественников и современников: ибсеновские комплексы, мелодраматические сюжетные ходы. Испанцы не пренебрегли ни тем ни другим. А когда героиня Кармен Мачи еще и под поезд бросается, то понимаешь, как хорошо режиссер знает русскую классическую литературу. Но все же свою он знает еще лучше. Платонов чем дальше, тем больше превращается в чистокровного Дон Жуана, не обремененного русскими проблемами. Да, в женщинах запутался, а в жизни... Вопрос. Даже текст приходится досочинять о горячем сердце прототипа и холодной душе его усадебного последователя. Актер Пера Аркильюе играет человека бесконечно уставшего, иногда даже в прямом смысле слова. Его Платонов в любую минуту готов прилечь и уснуть — прямо на полу посреди комнаты. Да и как не устать от этих воинственных темпераментных женщин, разрывающих его на части. И хотя за актером чувствуется определенная человеческая значительность, герой его остается загадкой. Может быть, именно так театр хочет рассказать своему зрителю о загадочной русской душе?

Если Франк Касторф, поставивший «В Москву! В Москву!» или Матс Эк, «станцевавший» «Вишневый сад», хотят каждый по-своему разобраться с помощью Чехова в проблемах современной России, то Херардо Вера, видимо, решает какие-то испанские вопросы. Для нас не менее загадочные.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера