Архив   Авторы  
Сценография спектакля «Похождения повесы» основана на обыгрывании и оживлении старинных гравюр, смешивающих реальность и вымысел

Не обольщайся
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Ремейк «Похождений повесы» в Театре Покровского

 

Судьба авторских театров после смерти отца-основателя похожа и равно печальна: какое-то время труппа хранит его спектакли, затем в новинках воспроизводит стиль. А потом живая легенда помирает от потери крови — репертуар ветшает, зал пустеет либо героически гибнет в неравном бою, если со стороны приходит новый худрук и ломает устои. Похоже, Театру Бориса Покровского до революционных сломов еще далеко: только что театр восстановил легендарный спектакль «Похождения повесы» 1978 года, и оказалось, что при всей старомодности он скорее жив, чем мертв.

Решение спектакля определил первоисточник. Игорь Стравинский написал оперу, восхитившись старинными нравоучительными гравюрами Уильяма Хогарта «Карьера мота», и сценограф Иосиф Сумбаташвили пошел вослед: три плоскости сцены обозначены громадными картинами с объемом. Стоит только убрать драпировку, и в рамках возникает добрая старая Англия XVIII века, дотошная, в париках — камзолах, с канделябрами, подвязками на чулках распутниц и даже адекватной времени пластикой оживающих героев, выходящих из «картин» на сцену. Прекрасная наивность этого приема определяет дальнейший ход действий. Актеры постоянно упраздняют «четвертую стену»: Энн Трулав (резковатое, но красивое сопрано Олеся Старухина) носится по проходам в поисках неверного любимого Тома (достойно продержавшийся Василий Гафнер), из бокового входа выскакивает соблазнитель черт и едва не сбивает электроклавесин — вынужденное расширение пространства за счет зала требовалось спектаклю и тогда, когда он появился на свет в легендарном полуподвале на Соколе, и сейчас, когда он играется в нетеатральном зале-трубе на Никольской. В общем же эта навязанная интерактивность не только выдает возраст и форматные возможности спектакля, но и вопреки высоким замыслам легендарного автора выносит его в разряд утренников. Когда к финалу по партеру бредут обитатели Бедлама в театрально холщовых рубищах, спектакль прямо напрашивается на маркировку тюзовского в его самом кондовом смысле. Впрочем, назидательность гравюр первоисточника — не балуй, не обольщайся, цени, что имеешь, — позволяет и эту трактовку. Другой разговор, что лукавое либретто Уистана Одена и Честера Колмена и тем более партитура Стравинского от этой линейности теряют в объеме смыслов. И то, что было настоящим прорывом в конце семидесятых, сегодня смотрится если не экспонатом музея, то милым спектаклем из детства.

Самое парадоксальное, что насквозь театральная, лакомая для постановки опера так до сих пор и не обжилась в оперных афишах Москвы. Если бы не Дмитрий Черняков на сцене Большого театра, Покровский до сих пор оставался бы единственным храбрецом, рискнувшим режиссировать шедевр. Но у черняковской копродукции был ограниченный прокат, и спектакль быстро канул, так что восстановленный после двадцатилетнего перерыва «Повеса» Бориса Покровского так и остается в Москве единственным. Вот и не знаешь, грустить или все-таки радоваться.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера