Архив   Авторы  
Польская актриса Сандра Коженяк в роли Мэрилин Монро в спектакле «Персона. Мэрилин» на фестивале «Золотая маска»

Сделано в Польше
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Польская программа на театральном фестивале «Золотая маска»

 

После оглушительного успеха на прошлогоднем фестивале спектакля Гжегожа Яжины «У нас все хорошо» по пьесе Дороты Масловской стал совершенно очевиден интерес нашей публики и театрального сообщества к современному польскому драматическому театру. Надо напомнить, что во второй половине ХХ столетия наши связи были достаточно тесными. Возможно, даже не до конца сознавали, какое огромное влияние оказали на русских режиссеров теории Гротовского, работы Кантора и Вайды, драматургия Мрожека. Думаю, что и польские мастера испытывали влияние Товстоногова, Любимова, Эфроса. Уж точно, эзопов язык не требовал перевода на просторах социалистического лагеря и обогащался лексически, как правило, русской классикой. Интересно, что поляки, мало за что нам благодарные, высоко оценивают насильственную национализацию театров. И теперь берегут репертуарный театр, всячески защищая его от рыночной экономики. Однако в новом веке мы почти потеряли восточноевропейских коллег из поля зрения. Разлука затянулась. Встреча принесла сюрпризы.

Главный из них — прошедшие годы прожиты нами с разной скоростью. Все, о чем мы продолжаем сетовать, бродя по кругу и стеная, польский театр решает. Смена поколений, новая драматургия, а вместе с ней социальная глубина, обновленный театральный язык и прочее, и прочее. Спектакли, показанные в рамках специальной программы, не всегда потрясают, но заставляют совершенно по-новому взглянуть на окружающую действительность. Будь то «(А)ПОЛЛОНИЯ», поставленная Кшиштофом Варликовским, «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы, «Небольшой рассказ» автора и исполнителя Войчеха Земильского или «Вавилон» Майи Клечевской. В то время когда мы, растягивая многоточие, обращаем городу и миру вечное чеховское «Если бы знать...» и в ответ слышим только эхо, польский театр жестко парирует: «Пора бы уже знать». Та прямота, с которой они смотрят на историю и самих себя, шокирует куда больше наготы. «Свободы без правды не бывает», несколько раз повторяет герой «Небольшого рассказа» и бесстрастно, с интонацией ксендза за кафедрой ее, правды, доискивается. Мысль этого молодого человека подстегнута открывшейся ему страницей семейной истории — его дед, аристократ Дзедушицкий, был агентом госбезопасности, доносчиком. В «(А)ПОЛЛОНИИ» сюжет движет национальная память. Речь идет о женщине, спасавшей еврейскую девочку и ставшей жертвой доноса... еврейки. Долг, вина, жертвоприношение сплетаются в тугой клубок, размотать который вместе с современными персонажами призваны герои Еврипида и Эсхила. Действующие лица «Вавилона», поставленного по пьесе Эльфриды Елинек «Бембиленд», появляются на авансцене, пройдя омовение в водах Стикса, вечно плещущегося за их спинами. Судороги их памяти не зафиксированы в документах, хранящихся, как в «Небольшом рассказе», в папках Института национальной памяти, но от того не менее обжигающи. Стоящий на первый взгляд особняком спектакль о Мэрилин Монро с неподражаемой актрисой Сандрой Коженяк — из того же ряда. Здесь тоже сталкиваются миф и реальность.

Завершит программу спектакль Гжегожа Яжины «T.E.O.R.E.M.A.T.», поставленный по сценарию Пьера Паоло Пазолини к одноименному фильму. Его можно будет увидеть на сцене Театра им. Моссовета 24 марта. На этом уроки польского будут закончены. Судя по активности театральной молодежи, посещающей гастрольные представления (к ним надо добавить и «Железнодорожную оперу», сыгранную на Киевском вокзале), по количеству дискуссий, обсуждений, встреч и круглых столов, эта встреча после долгой разлуки не пройдет бесследно. Может быть, и наш театр попытается восполнить отсутствующий у нас Институт национальной памяти.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера