Архив   Авторы  
Александр Гришин и Наталья Платонова в спектакле «Соглядатай»

Вопреки
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

«Соглядатай» Мориса Панича на сцене РАМТа

 

Морис Панич — канадский драматург украинского происхождения. Еще он актер и режиссер, поставивший множество спектаклей. «Соглядатай» считается его самой знаменитой пьесой, получившей приз Джесси и шедшей не только в тридцати театрах на родине, но и на сценах США и Великобритании. Внушительный послужной список. Правда, что это за приз и что это за сцены — бог его знает. Мне пьеса показалась вторичной, вычурной, в общем-то провинциальной. И по части философствования, и по части абсурда. Однако РАМТ — театр хорошего вкуса и тона — она заинтересовала. Удивительно только, что, заинтересовавшись, с драматургом принялись «бороться», редактировать, не только переставляя местами картины. Вот как представляет свое детище переводчик Павел Руднев: «Сумасшедшая пьеса... Нервный, человеконенавистнический монолог пожилого трансвестита, морального урода, ущербленного сложным детством и одиночеством. Мелодрама с психопатологией». А вот как анонсирует перед премьерой свой спектакль театр: «Одинокий молодой человек, эксцентричный до странности, с нетерпением ждет смерти своей тетушки — тихой старушки, которую он не видел с детства. Он устраивает из ее отшельнической жизни безумный аттракцион. Игра искаженных обстоятельств и необычных поворотов вкусно абсурдна и мучительно трогательна. Почти детективная история заканчивается самым неожиданным образом». И действительно, никакого пожилого трансвестита на сцене нет и в помине. Александр Гришин играет свою вариацию на тему подпольного человека нервно, жестко и, как обещали, эксцентрично. В отличие от героя Достоевского в нем нет мучительно мстительного обличения человечества. И хотя предъявленный им список виноватых в несложившейся жизни достаточно длинен, его Кэмп скорее отчаянно пытается сбросить груз раздирающих его на части комплексов. Психический срыв, шоковая терапия, но не психопатология. Именно так твердой рукой выстраивает актеру роль режиссер Антон Яковлев. Выстраивает, чтобы привести к тому самому неожиданному финалу, когда в распахнувшееся окно «черного кабинета» (художник Николай Слободяник) ворвутся свет и свежий ветер.

Пьеса представляет собой нескончаемый монолог, тетушка Грейс — безмолвный слушатель, что там у нее в душе и на уме, поди угадай. Спектакль же — полноценный дуэт. Совершенно справедливо решив, что при полном отсутствии действия слушать излияния племянника станет в какой-то момент нестерпимо скучно, Яковлев ищет опору в родной психологической школе. Сквозное действие, сверхзадача для него не пустые слова. Он делает все возможное, чтобы персонажи вступили в диалог. Скрупулезно, шаг за шагом , «петелька-крючочек». Признаюсь, с какой-то минуты я уже не слушала поднадоевшие сентенции Кэмпа, а не отрываясь следила за Натальей Платоновой, вслушиваясь в ее непрерывающийся внутренний монолог, по счастью написанный не Морисом Паничем, а самим Федором Достоевским. Актриса ведет свою роль глубоко и нежно, делая финал не неожиданным, а закономерным. Задушевная сердечность побеждает абсурд черной комедии. Но так ли обязательно обретать счастье в борьбе? Не проще ли было просто поставить другую пьесу?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера