Архив   Авторы  
Сцена из спектакля Рамта по пьесе Тома Стоппарда «Рок-н-ролл»

Именем Джаггера
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

В РАМТе поставили пьесу Тома Стоппарда «Рок-н-ролл»

 

Появление на сцене РАМТа исторических постановок по Тому Стоппарду заполняет существенную репертуарную лакуну в нашем театре. Несколько лет назад монументальная стоппардовская трилогия «Берег утопии», посвященная судьбам герценовского кружка, стала чуть ли не самым популярным спектаклем столицы среди молодежи. Как оказалось, сегодняшним старшеклассникам и студентам решительно не безразличны интеллектуальные споры и жизненные перипетии революционной элиты середины девятнадцатого века. А сегодня РАМТ предложил своему зрителю «Рок-н-ролл» — пьесу про европейских интеллектуалов Кембриджа и Праги второй половины века двадцатого.

В психологии есть обозначение для специального расстройства памяти — конфабуляция. Это когда человек путает реальные и вымышленные события в собственном прошлом. В той или иной степени мы все страдаем конфабуляцией. Причем касается это не только отдельных личностей, но и целых наций. Парадоксальная мысль о том, что наше прошлое более непредсказуемо, чем будущее, не кажется парадоксальной по отношению к русской истории. Под особым подозрением государственной цензуры в театре всегда были исторические произведения — от запрещенного «Бориса Годунова» Пушкина до «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого или «Дней Турбиных» Михаила Булгакова. Можно сказать, что русская сцена генетически подозрительно относится к любым историческим постановкам, ожидая неприятностей. Так, Таиров нахлебался с «Богатырями», а последней каплей для Юрия Любимова в 1983 году стал запрет «Бориса Годунова». Перечень запретов и утрат весьма обширен. Может быть, именно поэтому спектакль на исторические темы стал редким гостем на отечественных подмостках?

Англичанину Тому Стоппарду все эти «комплексы» нашего театра неведомы. Главным, что определило интонацию рамтовской постановки, стало обстоятельство времени. Действие пьесы ограничено концом 60-х и началом 90-х — можно сказать, что эти два с половиной десятилетия стали лучшими и в жизни Тома Стоппарда, и в жизни режиссера спектакля Адольфа Шапиро. Поэтому ностальгические нотки в спектакле РАМТа сильно заглушили и социальный пафос, и всегдашнюю тотальную иронию Стоппарда, которого называют последователем Оскара Уайльда.

Сценограф Александр Шишкин выстроил на сцене железную коробку, в нишах которой расположились квартира чешского диссидента Яна, приемная пражского КГБ и кембриджское жилье профессора-коммуниста Макса. В середине притулился надувной желтый танк с нарисованной оскаленной мордой — напоминание о въехавших в Прагу в 1968-м. А на самом верху на лестнице взгромоздился основатель The Rolling Stones Мик Джаггер. Его судьба и музыка, а также судьба и музыка членов чешской группы The Plastic People of the Universe оказываются лучшим маркером времени. Не политические взгляды разделяют людей, но вкусы и музыкальные пристрастия. Можно с пеной у рта защищать коммунизм («От каждого по способностям, каждому по потребностям — разве человечество знало идеал выше?» — требовательно вопрошает Макс (Илья Исаев)) и оставаться приличным человеком. А вот английская журналистка, обругавшая музыканта («овощ с глазами затравленного животного»), для Стоппарда ничем не лучше чешских гэбэшников, ломающих пластинки в доме Яна (Петр Красилов).

Начавшаяся вводом советских танков история в РАМТе заканчивается победным концертом Rolling Stones на пражском стадионе. Гэбэшники исчезают в неизвестном направлении, желтая журналистка получает по морде, а симпатичные автору персонажи обретают личное счастье. В общем, «были б помыслы чисты! А остальное все приложится», как пел Окуджава. Сентиментальный по интонации, прекраснодушный по мысли, старомодный по манере, рамтовский спектакль в какую-то минуту заставляет предположить, что конфабуляция — это совсем не так плохо. По крайней мере она позволяет увидеть прошлое с человеческим лицом и сохранять оптимизм. Несмотря ни на какие танковые наезды политиков на нашу с вами жизнь.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера