Архив   Авторы  

За Жана нашего Батиста
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

В Театре на Малой Бронной поставили «Тартюфа» Мольера

 

Есть такие спектакли, на которых я испытываю чувство растерянности. Причем дважды — и во время просмотра, и после. Очень неуютно, мне во всяком случае, сидеть в зрительном зале словно на чужом празднике, куда ты забрел по ошибке. Публика, пришедшая в Театр на Малой Бронной на представление мольеровского «Тартюфа», здесь совсем не случайная. Она-то как раз знала, зачем шла, и счастлива, что не обманута. Она наслаждается и смеется от души, вознаграждая артистов бурными аплодисментами. На них-то и пришли посмотреть. Чуть не сорвалось — поглазеть, но не хочется, ей-ей, никого обижать. А после спектакля — растерянность по обязанности. К кому критик в такой ситуации должен обращаться? К зрителям, за свои деньги повеселившимся в свое удовольствие? К театру, собирающему аншлаг и овации? Разве что профессиональный долг обязывает...

А ведь Мольер и вправду написал великую комедию, и вправду на все времена. Она не сходит со сцены, а вот спектаклей-событий по ней почти не случается. Но на моей памяти такой спектакль все же был. Его поставил Анатолий Эфрос во МХАТе с блистательными Вертинской, Калягиным и Любшиным. В своих размышлениях о пьесе он замечает: «Есть такая манера, когда играют Мольера шутя, придумывают глупую характерность и кривляются. Лучше или хуже кривляются — это уже не имеет значения. Я не знаю, кто придумал такую манеру, но ее никак не выбьешь». Анатолий Васильевич, ее и не выбили. Только еще стали очень громко кричать, во всяком случае на Бронной.

Хотя и здесь играют совсем неплохие артисты — Виктор Сухоруков, Агриппина Стеклова, Александр Самойленко. Только по мере исчезновения общего смысла, который, как мне кажется, режиссеру Павлу Сафонову поначалу мерещился, устойчивая манера взяла верх.

По-моему, каждый, кто берется за эту пьесу, должен так или иначе ответить на вопрос, почему Король Солнце ее запрещал. Мольер шел на уступки, снял с Тартюфа рясу, а Людовику все же не потрафил. Разве написано на театре что-то лучше о природе лицемерия и его личинах? А что-то драматичнее о природе заблуждений, о ложной идее, завладевающей человеком? И не это ли так актуально сегодня? «Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевать и одурманить. Опасного человека, — размышляет Эфрос. — И тогда публика будет захвачена, будто она была свидетельницей настоящего жутковатого происшествия». И хотя в финале, словно опомнившись, жути попытались поднаддать, ошарашить разгоряченный смехом зал было уже невозможно. Спущенная художником Николаем Симоновым с колосников голая лампочка Ильича лишь освещала красивую картинку с прелестными костюмами Евгении Панфиловой. Закричали даже музыку Фаустаса Латенаса, почувствовавшего трагический смысл сюжета.

А теперь о погоде... Этот спектакль появился на фоне все яростнее разгорающихся споров о судьбе репертуарного театра. Кто-то даже отметил, что стоит порадоваться такому успеху на многострадальной Бронной. Только при чем здесь высокопарные разговоры о театре-доме, если аншлаг делают приглашенные артисты, среди которых еще и сериальная звезда Ольга Ломоносова. Если в труппе нет героини, героя и даже субретки, о каком репертуарном театре идет, собственно, речь? Обыкновенная антреприза за государственный счет. Но это уже совсем другая тема, хотя и в ней есть мотив ложной идеи, завладевшей умами.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера