Архив   Авторы  
В отличие от Гамлета главный герой «Околоноля» Егор Самоходов (Анатолий Белый, в центре) встречает не одного бедного Йорика, а сразу трех

Околоавтора
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

«Околоноля» в Театре-студии п/р О. Табакова

 

Его видели пока что человек шестьсот, но страсти разгорелись нешуточные. Правда, дня на три, ну, может быть, на неделю. Как, собственно, по поводу всего, что с нами сейчас происходит. Даже интересно, поднимется ли еще одна волна полемики? Похоже, только если театр посетит какое-нибудь высокопоставленное лицо. Хотя на днях мне с пеной у рта доказывали (сами, мол, в Интернете читали), будто Дмитрий Медведев уже побывал... инкогнито. Впрочем, к мистификациям подобного свойства почтенную публику подталкивает сам автор, как бы его ни звали — Натан Дубовицкий или скрывающийся под псевдонимом Владислав Сурков. На поклоны не вышел ни тот ни другой, зато последний горячо аплодировал, ходил за кулисы и даже, говорят, дал банкет. Однако это вовсе не исключает, что роман этот появился из рукава какого-нибудь Егора Самоходова, главного героя «Околоноля», специалиста как раз по такого рода деликатным поручениям. В нем, кстати, многие усмотрели alter ego автора, как и попытку изжить на печатных страницах ужас перед сотворенной его руками реальностью.

Та ли реальность — субстанция, в которую нас погружают? Субстанция, замешенная на крови, сперме и деньгах. Здесь замазаны все, тотально. Потому в интонации повествования прочитывается пренебрежительная ухмылка, тужащаяся выдать себя за интеллектуальную иронию. Анатолий Белый, исполняющий роль Егора Самоходова и профессионально обязанный проникнуться предлагаемыми обстоятельствами, не сомневается: «Люди у нас делятся на ползающих и их использующих». А я вот сомневаюсь. Так и хочется перефразировать известное пушкинское высказывание: при открытии всякой мерзости толпа всегда в восхищении, но врете, подлецы, мир, может быть, и мерзок, но иначе. Только это уже вопрос не дискуссионный, скорее мировоззренческий.

Страсти, поутихшие после выхода романа «Околоноля», вновь закипели к премьере. Одни отказывали Кириллу Серебренникову в презумпции невиновности, другие настаивали, что обсуждать надо конечный результат. Спектакль вышел местами скучный, местами страстный. Несколько блистательных сцен: в ресторане, где Егор покупает журналистку-демократку; с поэтом, торгующим стихами для губернатора; с дочкой, которую играет один из клоунов, и, конечно, ария Гения из оперы Перселла — оживляют четырехчасовую тягомотину, лишенную драматической пружины.

«Мышеловкой» для режиссера стали гамлетовские реминисценции. Рефлексирующий бандит, пусть даже прочитавший все те книжки, по которым мы, зрители, узким коридором проходим в зрительный зал, остается бандитом. И принцем датским ему не стать. Будь он прощен за муки по Н. Дубовицкому или обречен по К. Серебренникову. Усилия, потраченные Анатолием Белым, оказались напрасны. В эпиграф к роману вынесена реплика Клавдия, убийцы без смягчающих обстоятельств. Это его картина мира предстала нашему взору. Только по ходу дела персонаж цинично подменили. Постмодернизм, блин, мистификации.

Впрочем, подмену не заметили или не захотели заметить. Вот уже не только рецензенты, но и Лия Ахеджакова, сама честь и совесть (я без иронии), страстно восклицает, что перед нами трагический Гамлет-2011, прошедший огонь, воду и медные трубы. И это о Егоре Самоходове, начавшем свою карьеру мочиловом и безупречно служащем властям предержащим?..

Моральное состояние нашего общества, как в зеркале, отражено в классической сценке, описанной Стоппардом. После обеда у русского посла в Париже возмущенный Тургенев заходит к Герцену с Огаревым и сетует, что там был Дантес, которому еще и руку подавали. «Ну ты ушел?» — уверенно парировали его друзья. «Нет, как-то не догадался». Время бежит. На премьере Лия Меджидовна сидела где-то «околоавтора» в майке с надписью «Свободу Ходорковскому!». Кажется, уже подают десерт.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера