Архив   Авторы  

Фастфуд
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

«Чествование» Бернарда Слэйда в Театре сатиры

 

По обе стороны портала — два больших экрана. Так часто оформляют юбилейные церемонии. Пока действие спектакля в Театре сатиры еще не началось, на них транслируют картинку из зрительного зала: вон мелькнул ваш сосед справа, а вот вы собственной персоной, ба, а это, кажется, Джонни Депп в смокинге и бабочке. Неужели пришел на премьеру?.. Когда погаснет свет, кое-кто из голливудских звезд даже поприветствует собравшихся, Сильвестр Сталлоне, например. И некто Джо Меркер на чистом русском с родным лицом художественного руководителя театра признается, что познакомился с именинником лет двадцать назад. А вот это — чистая правда. Александр Ширвиндт роль Скотти в пьесе Бернарда Слэйда «Чествование» играл в нашумевшей в начале 90-х постановке Леонида Трушкина. Это было время, когда мы открывали Америку, вернее, Бродвей. И душа одних уже ликовала по поводу рухнувшего железного занавеса, других — трепетала перед грехопадением высоко духовного русского театра. В открывшийся всего три года тому назад «Макдоналдс» еще стояли очереди, и билеты на антрепризные спектакли в нищей Москве отлетали не хуже бигмаков.

Я тоже была среди тех, кто смотрел на сцену с тоской, вспоминая, какие тонкие персонажи были за спиной исполнителя главной роли, а теперь он, «спустив штаны», бежит за капитализмом. Мне казалось, что все исполнители педалируют репризы и не проживают сюжет, в котором Скотти, узнавший о смертельной болезни, пересматривает свою бесшабашную жизнь и оказывается на чествовании, которое ему устраивают любящие друзья и родственники. Я соглашалась со своими коллегами, что в том спектакле на единицу сценического времени приходились огромные дозы пошлости, приблизительности и штампов.

Когда закрылся занавес в Театре сатиры и память уже восстановила постановку двадцатилетней давности, я поймала себя на том, что мне хочется покаяться в своем критическом высокомерии. Прямо так и написать: «Дорогой Александр Анатольевич! Вы и ваши партнеры — Михаил Державин, Вера Алентова, Татьяна Догилева и совсем юный Александр Стриженов — играли замечательно, чувствовали жанр и потребность москвичей, переживших шоковую терапию, в утешении и расслаблении. Вы демонстрировали торжество ремесла, в котором знали толк. Ведомые профессионалом Трушкиным, ни на секунду не теряли внимание зрительного зала, в котором мужчины завидовали вашему неувядающему обаянию, а женщины, обливаясь слезами, верили, что ваш герой непременно выживет...»

Пережив экстаз покаяния, я вдруг опомнилась: а ведь к нынешней постановке Ширвиндт тоже имеет некоторое отношение. «Дорогой Александр Анатольевич! А почему, собственно, вы пригласили на постановку Сергея Арцибашева, уже провалившего в вашем театре несколько спектаклей? Решили поддержать изгнанника, чью пошлость не выдержали маяковцы? Ведь он не выстроил ни одной роли, ограничившись весьма убогими приемами шоу и эстрады уровня «Аншлага». Даже «хорошо сделанную» пьесу Слэйда режиссер сумел развалить на невразумительные эпизоды. Ну а то, что молодые артисты вашей труппы хорошо кувыркаются и танцуют, а немолодые держатся в форме, мы уже видели. Им бы поиграть. Вы перед премьерой того старого «Чествования» признавались, что соскучились по «длинной роли», роли с ниточкой. Так ведь и они, поди, соскучились».

Да, трудно было тогда вообразить, куда заведет наш театр тотальная антрепризация. Парадоксально, но факт — к депрофессионализации, хотя должна была крепить ремесло. Если так пойдет, вот ужас, вдруг через двадцать лет тем, кто доживет, и этот спектакль будет вспоминаться как шедевр?

Кстати, а «Макдоналдсы»-то нынче закрывают...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера