Архив   Авторы  

С нетерпеньем
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

«Шатов. Кириллов. Петр» на Маленькой сцене РАМТа

 

В Том, что к роману Достоевского «Бесы» театры обращаются регулярно, ничего удивительного нет, странно, что не в режиме нон-стоп. Особенно нынче, когда словом «революция» повеяло уже не из подполья, а с площадей, когда этика оппозиционеров обсуждается и властями, и участниками протестного движения, когда «проклятые» русские вопросы у всех на устах. Где же еще искать ответы, как не в этом романе, о котором один из глубочайших наших писателей Юрий Давыдов сказал: «Я не знаю в мировой литературе другого романа, обладающего такой светлой силой нравственного воздействия и такой грозной силой предупреждения». В этом сезоне «Бесов» инсценировали сразу в двух московских театрах. В Вахтанговском на основной сцене Юрий Любимов попытался связать все линии романа, в РАМТе на Маленькой сцене начинающий режиссер Андрей Доронин выбрал, можно сказать, фрагмент. Мэтр с высоты своего жизненного опыта тяготеет скорее к «грозной силе предупреждения». Молодым исполнителям и постановщику спектакля «Шатов. Кириллов. Петр» интереснее разбираться в мотивах нравственных.

Перед нами, что важно, мальчики, почти совсем юнцы. Их четверо, хотя имя Эркеля, как сказали бы теперь шестерки при Петре Верховенском, в заголовок не вынесено. Но именно его трансформация в беса ставит точку в выстроенном на сцене сюжете. Собственно говоря, это самое серьезное и самостоятельное режиссерское решение Андрея Доронина, блестяще исполненное Дмитрием Бурукиным. Услужливый, до поры до времени заглядывающий в глаза пахану, после убийства Шатова и самоубийства Кириллова он смоет с рук кровь, окунет голову в бочку с водой, подхватит маленький мячик, который бросит ему Петр, и посмотрит в зал глазами, которых мы у него еще не видели. И жест руки уже не услужливый, а хозяйский, и взгляд теперь жесткий, а не подобострастный. Те двое погибли, запутавшись в своих поисках истины, зато Эркель, не обремененный моральными проблемами, может быть, даже не подозревающий об их существовании, в будущем переплюнет провокатора Верховенского, ведущего хоть и мерзопакостную, но все же идейную игру.

Надо заметить, слов в этом спектакле много, щедр на них был Достоевский, у каждого героя не один монолог, и следить за дискуссией непросто, особенно тем, кто, допустим, не очень-то помнит роман, а скорее всего, и не читал его вовсе. Да и режиссеру не всегда удается сосредоточить зрителя, порой тонущего в потоке признаний и выяснений. Бурных и слишком громких для этого пространства. Гораздо больше слов говорят здесь глаза. Тем более что заглянуть в них нетрудно, когда между зрителем и актером нет рампы. У Петра  Сергея Печенкина они прозрачны и холодны. Как и написано в романе, в них отражаются его мысли, спокойные, отчетливые и окончательные. Дна не видно, потому как мразь. Когда рассматриваешь каждого, понимаешь, что роман прочитан актерами и режиссером очень внимательно. В глазах Кириллова — Андрея Сипина читается сострадание, недаром о нем сказано, что он богоборец из «великого сострадания». Но столько же в них и хаоса, метаний, бесконечного перетекания одной эмоции в другую. И наконец, Шатов Алексея Янина, о котором сказано, что он «целомудрен и стыдлив до дикости», выше всего считает честность, а «убеждениям своим предавался до фанатизма». Узнаете? Есть у нас сейчас такой удалец, и за жизнь его многие опасаются.

Впрочем, и другим героям этого спектакля нетрудно подобрать прототипов из сегодняшнего политического театра. Недаром же они вложили в программку стихи капитана Лебядкина: «А народ, восстать готовый / Из-под участи суровой, / От Смоленска до Ташкента / С нетерпеньем ждал студента». Что говорит о прозорливости Достоевского и вдумчивости молодых интерпретаторов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера