Архив   Авторы  
В спектакле «Проба грунта в Казахстане» документальны не только истории героев, но и видеоряд, сопровождающий их рассказ

Одной нефтью мазаны
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Спектакль «Проба грунта в Казахстане» в постановке Штэфана Кэги на фестивале NET

 

В программке спектакля «Проба грунта в Казахстане» нет традиционных двух столбцов, где слева имена действующих лиц, а справа — артистов. Елена Панибратова, Герд Бауманн, Генрих Вибе, Хелена Симкин, Нурлан Дуссали — и персонажи, и исполнители. Как нет их, впрочем, и в других постановках творческой группы «Римини протокол», где героями становились то болгарские дальнобойщики, то швейцарские пенсионеры, коллекционирующие модели железных дорог, то уволенные авиадиспетчеры, операторы телефонного центра в Калькутте, турецкие уборщики улиц или дети дипломатических сотрудников.

Наш документальный театр, как правило, ограничивает себя английской техникой вербатим, сшивает на живую нитку пьесу из интервью, записанных на диктофон. К тому же редко интересуется людьми вне маргинального круга. На другом полюсе — острые политические сюжеты: «Берлуспутин», убийство Магнитского, арест Некляева... Жизнь в ее многообразии проходит мимо такого театра, оттого и достаточно ограниченный набор художественных приемов, и постоянное стремление шокировать. Вполне возможно, что это продиктовано определенным историческим этапом нашей жизни, и документальный театр считает долгом занять свое место в рядах оппозиции. Будь я на месте экспертов «Золотой маски», то предложила бы, выдвигая их спектакли, заменить номинацию «Эксперимент» на номинацию «Группа риска».

Штэфан Кэги, поставивший «Пробу грунта в Казахстане», родился в не знающей революционных потрясений Швейцарии и вкус к документалистике почувствовал в провинциальной газете, переписывая присланные родственниками жизнеописания почивших в бозе сограждан. Свои спектакли он ставит только с непрофессиональными исполнителями (все остальные создатели — сценаристы, художники, операторы — суперпрофессионалы) и очень не любит, когда их относят к политическим, что случается в странах бывшего социалистического лагеря. Свою работу Кэги сравнивает с работой психоаналитика: «Когда режиссер работает с обычными актерами, он пытается изобрести биографию персонажа, а потом он должен заставить актера действовать тем или иным способом. А мы пытаемся обнаружить какие-то ключевые моменты в реальной истории человека». Поэтому на репетициях он не столько разговаривает, сколько слушает своих героев, постоянно возвращая их в прошлое, чтобы понять настоящее.

Все пятеро героев ныне граждане Германии, Герд — немец, родившийся в ГДР, занимался нефтедобычей в Казахстане. Его дед был нацистом. Родители Генриха были угнаны в Германию во время войны, потом отсидели в сталинских лагерях и осели в Семипалатинске, рядом с которым испытывали атомные бомбы. Казаха Нурлана привел сюда бизнес... А Хелена жила рядом с космодромом — во время спектакля с экрана к ней обращается землячка, заведующая нынче местным музеем космонавтики. Елену из Таджикистана во время последней Гражданской войны вырвал дед, буквально атаковавший посольство Германии. Эти трое из четырех миллионов этнических немцев, покинувших бывший СССР, «запаковав жизнь в 3 чемодана», на сцене при нас их распаковывают...

Но есть в спектакле шестой персонаж — Нефть. Герд связан с остальными не столько национальностью, сколько специальностью. Он бурит скважины и знает о нефти все. Справа от зрителей висит карта, где обозначены границы. По ней лазерной указкой показывают перемещение героев из одного пункта в другой — внешнюю канву их жизни. А к финалу Герд покажет другую карту, на которой границ нет, но отмечены места нефтяных месторождений...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера