Архив   Авторы  
Телеверсия «Серсо» Анатолия Васильева и на пленке сохранила всю прелесть легендарного спектакля

Иных уж нет
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

Анатолий Васильев сделал телеверсию своего спектакля «Серсо» по пьесе Виктора Славкина

 

Где-то к концу второго акта, когда душевное напряжение, казалось, достигло апогея, когда сердце уже билось в ритме, заданном Анатолием Васильевым, я вдруг поймала себя на том, что жадно вглядываюсь в лица зрителей, попавших в кадр снятого больше двадцати пяти лет назад спектакля, в надежде отыскать... свое. Потом в антракте все пыталась сама себе ответить, почему так страстно было это желание. Неужели чтобы полюбоваться собой тогдашней и повторить вслед за автором, Виктором Славкиным: «Мне сорок лет, но я молодо выгляжу»? Нет, не было в моем порыве кокетства, а были, как ни странно, амбиции, даже некоторое тщеславие. Хотелось документального подтверждения сопричастности чему-то грандиозному и очень значительному в той нашей жизни. И, как положено большому художественному полотну, со временем только прирастившему смыслы. Так бывает с книгами, картинами, музыкой, но в театре, казалось, невозможно по определению. В памяти он живет легендами, свидетельствами современников. Попытки остановить мгновения по большей части разрушительны и вызывают лишь недоумение потомков. На сей раз, похоже, в зрительном зале кинотеатра «Пионер» родившиеся в год премьеры и после 1985-го испытали потрясение не меньшее, чем ровесники персонажей пьесы. В финальных титрах режиссер грустно пошутил: «Нам семьдесят, но мы все еще молодо выглядим». Но под занавес эта фраза читалась без всякой иронии, потому что относилась не к физическому самочувствию авторов и зрителей, иных из которых уже и нет, а к «физиономии» увиденного — лицо свежее, без морщин, без следов ботокса и подтяжек. Великий спектакль, прославивший не только его создателей, но и подтвердивший бессмертие русской школы драматического искусства, которую Васильев и откроет спустя несколько лет после премьеры. А потом будет из своего театра изгнан. Вернувшись, он воскресил «Серсо»...

Вообще-то именно лица суть смысловая образующая этого спектакля, сюжет которого незамысловат. На старую дачу, полученную Петушком в наследство от двоюродной бабушки, приезжает компания из шести человек. Тогда еще не было в ходу слово «совки». Это были изнуренные застоем интеллигенты, один из которых историк, занимается обивкой дверей: «жизнь веселая, а жить скучно». Никто из них не подозревал о скорой перемене участи. Неожиданно объявившийся бывший муж хозяйки дома Лизаньки своими воспоминаниями словно запускает машину времени, и все азартно вовлекаются в игру, примеряя на себя костюмы, найденные на чердаке, потом манеры, следом чувства и, наконец, судьбы. «Сначала были кружева, а потом лоскуты, лоскуты...» — восклицает в какой-то момент старик с детским именем Кока. Передавая изящными жестами, сжимая двумя пальцами письма и старинные фотографии, они тоскуют о том, как красиво жили, любили, страдали предки. Какие были лица!.. А мы теперь с той же тоской вглядываемся в Филозова, Петренко, Андрейченко, Полякову, Гребенщикова, Щербакова и Романова... Какие лица, как играют, какая глубина проживания, какой чарующий театр!.. Чуть не вырвалось — теней, но стало понятно, что все как раз наоборот. Ничто не исчезает бесследно. Нужны усилия и терпение.

Свой «Серсо» Анатолий Васильев репетировал на Малой сцене «Таганки» два с половиной года — вот реплика в дискуссию, зачем нужен репертуарный театр. Оператор Олег Морозов, тогда еще студент ВГИКа, снимал сначала репетиции, потом спектакль на несовершенной аппаратуре, со множества точек — реплика к вопросу о бюджетах, спонсорах и подвижниках. Добавим: монтировали несколько лет, радуясь, когда за смену собирали 1,5 минуты. Вы скажете, что сейчас другое время и другие темпы. Я отвечу: оно и видно. К месту и не к месту у нас цитируют Давида Самойлова «Смежили очи гении. <> Нету их. И все разрешено». Поэт ошибался, все сами себе разрешают.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера