Архив   Авторы  

Есть ли жизнь в телевизоре
Искусство и культураТелевидение

Александр Цекало: «Программа «Прожекторперисхилтон» могла закрыться еще года полтора назад по сугубо юридическим причинам, но прожила до лета 2012-го. В том, что шоу больше нет, никто не виноват»


 

На Первом канале завершился показ 16-серийного сериала «Обратная сторона Луны». Это российская версия Life оn Mars, снятого на Би-би-си. Сопродюсер «Луны» Александр Цекало рассказывает, зачем понадобилась адаптация ставшей культовой на Западе ленты, и объясняет, почему, на его взгляд, нет ничего плохого в практике телезаимствования.

— Вы, значит, Александр, до Марса не долетели? Решили прилуниться?

— Life оn Mars? — название хита, написанного Дэвидом Боуи почти сорок лет назад. В английском сериале главный герой из 2006 года переносится в 1973-й, когда, собственно, песня и стала популярной. Правда, в финале выясняется, что MARS — аббревиатура, название некой правительственной программы, цель которой — проверка поведения телепортированного во времени человека.

— А почему же в нашей «Луне» ничего секретного не закодировано?

— Мы чудо оставили чудом, практически полностью переписали сценарий, сохранив лишь попадание полицейского в прошлое. Прочие надстройки заменены. Скачок из современной России в Советский Союз — это, согласитесь, принципиально иная ситуация, нежели возвращение на несколько десятилетий назад в Англии. Поэтому и пришлось так основательно перелопатить сюжет. К слову, зимой 2008 года я сидел именно в этом ресторане, когда раздался звонок от продюсера Данкана Купера, контролирующего локальные версии сериалов Би-би-си. Он сказал мне, что допущенные нами отступления от оригинала слишком велики, это идет вразрез с общепринятыми правилами, и проект будет закрыт. Я извинился перед человеком, с которым встречался в ресторане, и встал из-за стола, полагая, что вернусь через несколько минут. Разговор с Данканом продолжался... два часа. За это время мне удалось убедить собеседника, что для России надо снимать иначе, чем, скажем, для Америки или Испании. Зато все может получиться красиво и интересно, а главное — с привязкой к нашей ментальности.

— Да у вас хороший английский, Александр!

— Свободный, хотя не совершенный. Но из фантастических и мистических фильмов нам известно: в критических ситуациях люди делают то, о чем в спокойном состоянии даже не помышляют. Я вспомнил свои познания со времен 89-й киевской спецшколы с углубленным изучением иностранных языков.

— Чем так напрягаться, может, проще изобрести собственный велосипед?

— Десять секунд поумничаю, а потом расскажу по существу. Вы произнесли первую половину крылатой фразы, а есть и вторая: зачем изобретать велосипед, когда существует Bentley? Да, теоретически можно было не адаптировать сериал Би-би-си, а попытаться придумать что-то свое. Но если следовать этой логике, надо отказываться от иномарок и ездить исключительно на «Ладах» и «Волгах», не пользоваться iPhone и BlackBerry, довольствуясь отечественными смартфонами, которые, правда, мне пока не встречались. Мир изменился. Если можно взять, купить или перенять лучшее у соседей по планете, глупо отказываться. Еще пример. На композиторском факультете консерватории студентам младших курсов объясняют основы ремесла на произведениях классиков — так легче понять принципы сочинения музыки. И мы пока учимся. В этом нет ничего зазорного. Очевидно, что в сфере качественного телепродукта мировыми лидерами являются американцы и англичане. На них и надо равняться.

— Процесс обучения не затянулся? Влад Листьев в 90-е носил в эфире подтяжки а-ля Ларри Кинг, Иван Ургант сегодня старательно копирует манеры Дэвида Леттермана...

— Отвечу на ваш якобы острый вопрос. Любое занятие требует времени. Да, сначала повторяешь за тем, у кого уже получилось, потом нащупываешь свой стиль. Если бы сходство Влада с заокеанским коллегой ограничивалось подтяжками, можно было бы поехидничать. Но Листьев до фига сделал на нашем ТВ, и на итоговом взвешивании милое копирование ничего ему не убавит. Уверен, через полгода и у Вани будет гораздо меньше внешних подражаний, а шоу станет еще крепче. Дело ведь не в оформлении студии или похожести нашего ведущего на американского. С экрана должны идти эмоции, а их нельзя искусственно экспортировать. Зрителя не обмануть ни дорогими декорациями, ни известными гостями, если шоу вялое и разговор не получается. Но на первом этапе покупка лицензионных прав и какие-то заимствования абсолютно оправданны.

— Вы ведь давно ездите на кинорынок, Александр?

— В Канн уже лет десять. Дважды в году — весной и осенью. Там традиционно собираются все, кто всерьез занимается телебизнесом. Для меня, как, думаю, и для большинства представителей России, это по-прежнему учеба.

— С коммерческой точки зрения выгоднее приобретать чужое?

— Нет, придумывать свое. Лицензия имеет множество ограничений. Мы заключили контракт с Нилом Ландау, известным американским сценаристом, который много лет проводит по миру мастер-классы по написанию и продюсированию сериалов. Нил будет скрипт-доктором на нашем проекте. Когда показали Ландау один из текстов, он не сразу поверил, что его написали русские парни. А вы знаете, что крупные американские компании стоят в очереди за сценариями норвежцев, датчан и шведов? Это самые популярные и востребованные авторы, за последние лет пять совершившие настоящий прорыв. Сериал «Мост» не видели? Сразу планируйте двенадцать часов на просмотр: начнете — оторваться не сможете. Нам по части контента пока конкурировать трудно, поэтому берем западный телепродукт. Но, кстати, «Обратная сторона Луны» — единственная адаптация компании «Среда». Остальные сериалы, которые запущены в производство, мы снимаем по оригинальным сценариям.

— Зато развлекательные шоу, идущие по российскому ТВ, по большей части слизаны с Запада.

— Давайте говорить предметно. Возьмем, к примеру, Первый канал.

— Пожалуйста. «Голос» — проект года.

— Да, Voice — замечательный формат, придуманный выдающимся британским продюсером Марком Барнеттом, королем соревновательных реалити-шоу. Но давайте назовем и игры-долгожители КВН и «Что? Где? Когда?», имеющие отечественные корни. Добавим «Смак», «Прожекторперисхилтон» и «Большую разницу» — их тоже не пришлось импортировать.

— Двух последних передач уже нет в эфире, почили в бозе. Как говорится, шутки в сторону...

— «Прожектор» закрылся из-за контрактов Сергея и Гарика с другим каналом. «Разница» в январе вернется в эфир в обновленном виде. Нам ведь надо не битву выиграть, а войну. Мы умеем брать паузу, вовремя останавливаться.

— Говорят, из программы ушли многие артисты, не согласившись с предложенными им кабальными контрактами.

— Мы расстались с единственным актером, уволив его за профнепригодность. После чего он стал поливать нас в интервью разными словами.

— Вы о Манучарове?

— О нем.

— Вячеслав утверждает, будто вы называли себя наместником телевизионного бога на земле.

— Можно, не буду комментировать эти глупости? Со Славой мне давно все понятно. Остальные артисты, которые с самого начала участвовали в шоу, остались в нем: Саша Олешко, Нонна Гришаева, Сережа Бурунов, Дима Малашенко. Мы ведь продолжаем делать «Большую разницу» для Украины, где проект прекрасно себя чувствует.

— Вроде бы и другие братские республики вы пытались окучивать?

— Делали новогодние программы для Белоруссии и Казахстана. Знаете, какие цифры там были? Доля аудитории — шестьдесят! Потому что это весело и круто. Вели шоу мы с Ваней Ургантом, съемки проходили в Москве, сюда приезжали казахские и белорусские звезды. Даже зрителей мы привозили, через посольства организовывали. Да, удовольствие дорогое, занятие хлопотное, но что поделать?

— «Разница» выдержала несколько сезонов, другим вашим юмористическим проектам повезло меньше. «Ни бе ни ме нехило» недолго мучился...

— Мне все и всегда давалось непросто. Я не родился сыном владельца канала, который предоставил бы эфир к моим услугам. Было сделано четыре пилотных выпуска «Ни бе ни ме нехило». Мы ищем, Первый канал проводит эксперименты... «Квартет И» — отдельная история. Ребята не любят телевизор и могут себе это позволить. Они независимые, гордые люди, у которых все хорошо. «Квартет И» волен дать столько спектаклей, сколько захочет. Хоть сто в месяц! И зал будет ломиться. Они сами пишут скетчи и сценарии, сами их играют. Американский вариант комиков! Словом, «Квартет И» не испытывает острой нужды в ТВ. Были у меня и другие проекты, которые закрывались. «Южное Бутово» выходило год. Это адаптация немецкой Schillerstrasse. Формат казался мне отличным, но на Первом решили не продолжать шоу... После выхода «Рубика Всемогущего» армянская диаспора написала Константину Эрнсту, что в программе издеваются над представителями их национальности. Хотя у меня в Москве больше знакомых армян, чем евреев. Шоу Би-би-си называется The Kumars at No. 42 — «Кумар из 42-го дома». Разбогатевший индус покупает телеэфир и устраивает съемки шоу для членов своей семьи. Мы попытались заменить Кумара на Рубика...

— «Чету Пиночетов» вы тоже увидели где-то за кордоном?

— Нет, формат наш, сами его придумали. Давно хотел сделать такую программу. И даже сейчас возродил бы ее. Назло всем. Но для этого нужен специальный канал. Хулиганский. На Западе такие есть, по ним показывают очень своеобразный юмор. У нас к подобным шуткам не привыкли. Хотя готов признать, что порой мы балансировали на грани фола, перегибали палку. Телекритики не стали ждать, пока нащупаем верную интонацию, и выдали сполна... Мол, ужас, ужас, ужас! Не оставили от программы камня на камне, закатали «Чету» в асфальт. Вы же знаете: в России всегда ругают со страстью, а хвалят с ленцой. В принципе мне не привыкать, я всякого в свой адрес наслушался, но в тот раз не удержался от желания сразиться с ветряными мельницами и написал открытое письмо всем телевизионным гарпиям разом.

— Лучшего способа одним махом приобрести массу врагов не придумали?

— Они и раньше не были моими друзьями. Думаю, большинство этих людей считают меня и многих телеколлег маргиналами и выскочками, им очень не нравится, что мы успешны и к тому же небедны... Уверяю, я не собирался ни с кем сводить счеты, но у меня, как и у всякого человека, есть право высказаться. Обычно делаю это с экрана, а в этот раз решил выступить печатно и обратился напрямую к критикам. Они проходятся персонально в мой адрес, а почему мне нельзя? Можно! Вот и ответил. До сих пор считаю, что поступил правильно. Если честно, надоело доказывать, что я не тупой. Уверен, что книжек я прочел больше, чем наши умные критики вместе взятые, хотя люди измеряются не этим. Знания не всегда катализируются в талант — вот что хотел сказать тогда.

— Хамите, Александр!

— Гораздо чаще хамят мне, а я отвечаю крайне редко. Когда совсем уж достанут.

— Вы словно пытаетесь предвосхитить негативную реакцию на «Луну», которая наверняка еще последует.

— Повторяю, ругать всегда легче. Ну у кого поднимется рука написать в рецензии: «Прекрасная работа, отличный кастинг. Молодец Цекало!» Пресные, пустые фразы, от которых читателя может стошнить! Зато критические эскапады сами льются, просятся на бумагу, их даже искать не надо... Да, мы рассчитывали, что зрителю понравится фильм, на который положено столько сил. Но даже если итоговые цифры смотрения окажутся хуже, чем ожидал канал, это не изменит моего отношения к тому, чем занимаюсь. Хочу сделать кино для международного проката, а не только для российского, хочу снять полнометражный мультфильм... Да мы много чего хотим! Будем пытаться.

— А насколько для вас, Александр, важно личное присутствие на экране?

— Не так, как раньше. Можно даже жестче спросить: каково вам без телика? Отвечаю: спокойно обхожусь, не стремлюсь вернуться на экран во что бы то ни стало. Есть предложения от трех каналов, но пока ни с кем и ни о чем не договорился, поскольку не хочу подписывать эксклюзивных контрактов. Скажу лишь, что кроме «Большой разницы» буду вести еще одно развлекательное шоу, которое должно появиться на Первом в следующем телесезоне. Но дело в том, что круг моих профессиональных интересов никогда не ограничивался только телевидением. Мало кто знает, что с 91-го занимаюсь политтехнологиями. Если люди случайно пересекались со мной на выборах, встречали, что называется, в окопах, это вызывало искреннее удивление. Ни фига себе! Цекало из кабаре-дуэта «Академия», и вдруг — выборы. Они думали, мои учителя Алла Пугачева и Валерий Леонтьев, а оказалось, не только они, но, например, еще Петр Щедровицкий и Ефим Островский, политтехнологи. Нет, очередная перемена участи меня не пугает. Если буду меньше вести программ, смогу уделить больше внимания продюсированию. В чем проблема-то? Ну да, наверное, кто-то посчитает, что я это от безысходности. Закрыли «Большую разницу» и «Прожекторперисхилтон», вот паяц и перестал смешить публику, решил примерить роль короля Лира. В порядке информации: проект «Обратная сторона Луны» задумывался, когда ни «Разницы», ни «Прожектора» не было в помине. Мой первый разговор с Константином Эрнстом на эту тему состоялся еще в 2007-м. Пока заключили контракт с Би-би-си, пока написали сценарий... Кстати, англичане оценили основательность и качественность нашей работы, завели разговор еще о двух адаптациях. И мы будем их делать. Для нас это возможность заявить о себе. Не факт, что задуманное получится, но попытаться стоит. В России десять месяцев в году стоит серая и мрачная погода, нужно же как-то веселить себя и других. Это уж точно интереснее, чем ведение очередного шоу.

— И о кончине «Прожекторперисхилтон» ни капли не сожалеете?

— Знаете, все были внутренне готовы к этому. Программа могла закрыться еще года полтора назад по сугубо юридическим причинам, но прожила до лета 2012-го. В том, что шоу больше нет, никто не виноват. Могу сказать твердо — наша четверка продолжит встречаться. Разумеется, уже без телекамеры. За четыре года у нас успели сложиться традиции. Например, обязательно собираемся перед Новым годом.

— Неужели ходите в баню?

— Один раз и такое было, но обычно дома у кого-то из четверых устраиваем утренники для наших детей. Репетируем сказку, приглашаем Деда Мороза... Мы все такие ироничные, скептичные, стесняемся лишний раз произнести слово «дружба», но хочется сохранить отношения. «Прожектор» очень сблизил нас, дав возможность раз в неделю встречаться, веселиться, смеяться, подкалывать друг друга и приглашенных гостей, в том числе западных. Те, кстати, поначалу смотрели на нас как на туземных клоунов, а потом не хотели уходить из студии, искренне пытаясь понять, кто же эти странные русские: у одного — своя телепрограмма, у второго — продюсерская компания, у третьего — ресторан, а они собираются вместе, чтобы пошутить в телеэфире? Ответ прост. Съемки «Прожектора» были нам в кайф. Может, даже хорошо, что его обломили на взлете...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера