Архив   Авторы  

Портрет на фоне глянца
Искусство и культураХудожественный дневникЮбилей

К чеховскому юбилею Российская академия наук получила в подарок утерянный подлинник письма русского классика

 

Если хочешь ощутить атмосферу события, послушай разговоры сотрудников учреждения, где оно происходит. Из беседы охранника и официанта: "Сколько месяцев назад такое было?" - "Не помню, чтобы в этом году приходило столько. И в прошлом - не помню". Гости съезжались в Дом-музей А. П. Чехова в связи с дежурной, на первый взгляд, датой - 150-летием со дня рождения. Тут можно было заметить и драматурга-историка Эдварда Радзинского, и журналиста и писателя Дмитрия Быкова, и популярных телеведущих (не считая занятых делом операторов). Собрание оказалось столь же благородным, сколь и пестрым. Гости осматривали юбилейную выставку и наблюдали, как глава Роспечати Михаил Сеславинский передает Российской академии наук ценный подарок. Это был подлинник письма Антона Павловича Чехова крупному русскому археологу и историку искусства Никодиму Павловичу Кондакову, автору знаменитых "Византийских эмалей". С ним писатель познакомился в Ялте в 1898 году и находился, как сказали бы веком позже, в теплых дружеских отношениях. Что касается самого письма, то оно "засветилось" на аукционе "Кристи" в ноябре 2008 года. По словам Сеславинского, "мы вместе с Росохранкультуры, с Гослитмузеем, с Минкультуры стали разбираться с этим письмом, и выяснилось, что в советские годы оно хранилось в петербургском филиале Академии наук". Так что подлинник письма, можно сказать, передан по адресу.

На этом подарки не закончились. Михаил Сеславинский передал музею необычную афишу постановок по Чехову. Театр заключенных московской Таганской тюрьмы. 35-й очередной спектакль, 15 июля 1920 года. На чеховском вечере арестанты ставят "Хирургию", "Медведя", "О вреде табака". Однако эпистолярный сюжет был, конечно, в центре внимания, что неудивительно. Ведь что такое письма Чехова? Это важнейшая часть его сочинений, которая помогает вдумчивому читателю снять с автора хрестоматийный глянец. В эпистолярном жанре он раскрывается по-настоящему, во всей сложности. Достаточно лишь заглянуть в переписку с Сувориным, долго публиковавшуюся в усеченном виде, и с Короленко, чтобы это заметить. Иные на этом основании рады придать писателю монструозности: он-де антисемит, гиперсексуал, жесток с женщинами. Однако недостатки есть у всех, и они ничуть не умаляют таланта. А пеленать классика в мишуру расхожих штампов - последнее дело. Вот и письмо к Кондакову, зачитанное собравшимся Михаилом Сеславинским, раскрывает нам Чехова с неожиданной стороны. В нем он горько сетует на упадок русской иконописи, хотя и в мыслях никогда не имел ходить к причастию или прикладываться к мощам. Святость для него понятие эстетическое, как и пресловутая пошлость.

По мнению Чехова, иконопись все больше превращается из художества в мастерство. Да и не одна иконопись - читается в подтексте его фраз. У самого писателя, впрочем, эти два достоинства счастливо сочетались. Возможно, здесь и скрыт секрет его дара.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера