Архив   Авторы  
«Арлезианка» Петра Кончаловского - еще один символ встречи французского и русского искусства на выставке «Золотое Руно» в Третьяковской галерее

Почувствуйте себя Язоном
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

«Золотое Руно» в Третьяковской галерее

 

«А вы не знаете, это подшивка журнала за год или один номер?» - с растерянным недоумением вопрошала смотрительницу зала одна из посетительниц выставки «Золотое Руно», указывая на толстенный фолиант, лежащий под стеклом. Ее понять можно: почти квадратный роскошный том журнала даже отдаленно не похож на самые роскошные издания эпохи масс-маркета, скорее на старинные книги, которые писались в расчете на века. У Николая Павловича Рябушинского, пятого сына одного из богатейших промышленников России, издателя «Золотого Руна», были свои представления о роскоши. Он не собирался следовать вкусам читателей, он намеревался их определять. Как ни странно, в этом намерении было мало своеволия, гораздо больше чуткости к глубинным токам времени.

Впрочем, на первый взгляд чуткости к эпохе не было вовсе. Трудно было найти менее подходящий момент для начала выпуска такого журнала, как «Золотое Руно», чем январь 1906-го. После утопленного в крови декабрьского восстания в Москве, в момент, когда 300-летняя империя впервые ощутила мощные подземные толчки будущего землетрясения, появляется великолепное издание с манифестом, возвещающим, что искусство - вечно, едино, символично и свободно... Короче, предлагает жить солнечной радостью искусства, этого «отражения Вечного во времени». «Золотое Руно», казалось, двинулось против течения времени. Со статьями о Врубеле в первом номере, с репродукциями его рисунков... Сегодня, спустя больше века, понятно, что издание журнала не было бегством в башню из слоновой кости. Тем более своеволием избалованного барчука, жаждущего признания. Теперь понятно, что московское «Золотое Руно» - вослед петербургскому «Миру искусств», продержавшемуся пятилетие (до 1904-го), вместе с брюсовскими «Весами», с которыми вело полемику, формировало другой полюс эпохи. Чем кровавее, безысходнее, страшнее были социальные потрясения в России, тем с большим упорством, надеждой художники пытались найти опору в непреходящем. И тем активнее была деятельность Николая Рябушинского, который к изданию журнала прибавил и организацию выставок. За четыре года их было три. В 1907-м - «Голубая Роза», в 1908-м - «Салон «Золотого Руна», в 1909-м было еще два «Салона...» - в начале и конце года.

Нынешняя выставка в Третьяковской галерее, приуроченная к 100-летнему юбилею «Салона «Золотого Руна», где впервые (не только в России, но и в Европе) были показаны картины новых французских живописцев, скульпторов (в том числе Ван Гога, Руо, Бурделя, Майоля), конечно, не может быть реконструкцией той экспозиции. Хотя на ней тоже представлены французские художники вместе с отечественными. Ее главная цель во многом просветительская. Показать журнал «Золотое Руно» не как ископаемый раритет, но как издание, сыгравшее ключевую роль в развитии символизма и в становлении русского авангарда. Познакомить с Николаем Рябушинским - не как с персонажем, упоминаемым в сносках советских учебников, а как с художником и меценатом. Параллели с деятельностью Сергея Дягилева тут не выглядят преувеличением. Дать возможность воочию оценить стремительное развитие художников - от Павла Кузнецова и Петра Уткина до Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, от Артура Фонвизина до Петра Кончаловского... За сто лет это первая возможность для российских зрителей увидеть «Золотое Руно» своими глазами (до 11 мая). Что называется, почувствуйте себя Язоном!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера