Архив   Авторы  
На выставке Владимира Гринберга - одного из самых интересных художников Ленинграда предвоенной поры

Гармония из драмы
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Владимир Гринберг в «Галеев-галерее»

 

«Галеев-галерея» продолжает знакомить москвичей с творчеством художников Ленинграда предвоенной поры. Вслед за проектами, посвященными творчеству Алексея Успенского и Николая Тырсы, что были показаны в 2007-м, в Большом Козихинском открылась выставка Владимира Гринберга (до 25 мая). Как и Успенский, Владимир Гринберг погиб в блокадном Ленинграде - зимой 1942 года. Как и Николай Тырса, он иллюстрировал детские книги, работал в журналах «Чиж» и «Еж», где подружился с Евгением Шварцем. В конце 1920-х выходили повести Гарина-Михайловского с его работами. Но основным источником заработка было преподавание живописи и рисунка. Он не был диссидентом - в Русском музее можно даже обнаружить портрет командарма Фрунзе. А во время Гражданской войны в родном Ростове-на-Дону Гринбергу довелось рисовать членов Реввоенсовета и славного конника Буденного. Но из всех миров, где приходилось обитать, художника больше всего интересовал мир искусства.

Собственно, он и вышел из «Мира искусства». Его учителями были Добужинский и Яковлев, преподававшие в мастерской княгини Гагариной, куда юный Гринберг поступил в 1915-м. Два года спустя его работы уже участвовали в выставке «Мира искусства». Но любовь к европейской живописи и Петербургу как «окну в Европу» у Гринберга получила совершенно иное продолжение. На выставке, где представлены и ранние академические штудии, и поздние пейзажи конца 1930-х, может показаться, что между началом пути и финалом - разрыв, пропасть. С одной стороны, тщательно прорисованные торсы и головы натурщиков, с другой - похожие на акварели пейзажи Ленинграда, кажется, написанные на одном дыхании. Девушки на аллее парка («Гуляние», 1937), правда, не похожи на делегаток или колхозниц. В них неброская элегантность и какой-то почти парижский шик. Вообще-то и сама сценка, несмотря на фигуры матросов на заднем плане, кажется, могла бы быть написана на Елисейских Полях. Да и бодрые велосипедисты, мчащиеся по набережной Невы на полотне 1935 года, которые должны по идее выглядеть приметой новой счастливой жизни, вполне могли бы так же катить вдоль Сены. Нет, Гринберг никоим образом не стилизовал Ленинград под Париж. Скорее он писал город так, как могли бы Анри Матисс и Альбер Марке. С последним ему довелось общаться во время приезда Марке в Ленинград в 1934 году - Гринберг хорошо знал французский.

Но новая французская живопись была не единственным его ориентиром. Похоже, другой его страстью были голландские и немецкие мастера. Не случайно на одном из автопортретов он рисует себя в колпаке, какие можно обнаружить на полотнах средневековых художников. На выставке можно увидеть работы 1932 года - «Мясная лавка», «Парикмахерская», «Женщина, кормящая ребенка, и старуха». Темный колорит, грубая прозаичность сцен, обобщенность силуэтов - и при этом полное отсутствие гротеска. Кажется, еще немного - и ужас перед животной беспощадностью жизни вырвется наружу. Но нет - композиция точна и уравновешена. Мазки кисти лаконичны и легки. Контрасты цвета гармоничны. Этот дар извлекать гармонию из драмы жизни особенно поражает. Кажется, кисть и краски даны Гринбергу, чтобы смирять действительность. Впрочем, себя он тоже смиряет. Минимализм изобразительных средств - род аскезы, помогающей сосредоточиться на главном. Его живопись похожа на музыку, что тоже живет точным расчетом, тренированностью руки и ровным огнем души.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера