Архив   Авторы  
Одна из 15 новых работ, которые Семен Файбисович представил на своей выставке Comeback в галерее «Риджина»

Возвращенец
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

На «Винзаводе» - выставка Семена Файбисовича Comeback

 

В «Риджине» до 12 мая показывают новые картины Семена Файбисовича. В этой новости сразу две сенсации. Во-первых, Файбисович, судя по последнему лондонскому аукциону Sotheby's, посвященному современному российскому искусству, один из самых дорогих наших художников. Но на аукционах появляются старые его работы: еще в 95-м автор, как он выражается, «приостановил занятия живописью». Сменил кисть на перо и фотокамеру. И преуспел в этом настолько, что пару раз становился лауреатом конкурса «Серебряная камера» (в 2002-м и 2004-м) и столько же раз попадал в шорт-лист премии Андрея Белого (в 2000-м и в 2002-м). Некоторые юные особы вообще подозревают, что Файбисовичей двое - писатель и художник. И эти Файбисовичи то ли тезки, то ли двойники. Но они ошибаются.

Поэтому вторая сенсация - возвращение художника к занятиям живописи. Вообще-то это не первое возвращение Файбисовича. Один раз он уже возвращался. Из Америки в Россию. В Америке во времена перестройки у него все было тип-топ. Ну, по крайней мере на взгляд постороннего. В конце 1980-х, когда пошла мода на советское неофициальное искусство, его работами заинтересовались галеристы в Штатах, Германии, Швейцарии. Картины приобретали крупные западные музеи, а журнал Time даже поместил на свою обложку портрет Михаила Горбачева его работы. Но Файбисович все равно из Америки уехал: после того как крутая американская галеристка, которой он обрисовал захватывающие перспективы своих новых проектов, отнюдь не вдохновилась. А скучно так заметила, что ей его работы продавать и лучше бы он делал то же самое - что покупателям знакомо. Ему же это было неинтересно. Он вернулся в Россию, где в середине 1990-х живопись вообще мало кому нужна была, и стал писателем.

Я это к тому, что Файбисович не ищет легких путей. Вот и сейчас, на выставке Comeback, мы видим, что он изобрел технологическую цепочку, начинающуюся со снимка в мобильном телефоне. В 2005 году Московский дом фотографии пригласил художника участвовать в проекте «Мобилография». Распечатки фотографий с мобильного ему очень даже понравились. Вовсе не потому, что были чрезвычайно хороши и четки. Наоборот, при фотоувеличении пиксели выпирали, как грубо сложенная мозаика. Контуры фигур норовили расползтись. И этим очаровывали. «Мобильная» версия реальности выглядела этакой убедительной деконструкцией. Художник же разобранную на кубики-пиксели картинку мира, схваченную на ходу, старательно собирает, возвращает естественность цвету. Некоторые швы-стыки, как в портрете молодого человека, конечно, могут просвечивать. Но они остаются в качестве памяти о пережитой операции. Короче, момент живописной сборки оказывается еще и моментом истины.

Вопрос напрашивается: о какой истине идет речь? Вряд ли о сходстве нынешних персонажей с героями передвижников или малых голландцев. В прежние годы Файбисович был славен тем, что умел увидеть и показать «лицо системы в каждом обшарпанном углу». Безличность идеологии, растворенной в повседневности, как привкус мышьяка, были пойманы и диагностированы художником безошибочно. Сам Файбисович говорил о «взгляде кролика в глаза удаву» и о том, что поединок кончился нетривиально - удав сдох, не успев подавиться кроликом. Сегодня можно, конечно, решить, что возвращается не только Файбисович, но и его заклятый противник удав, и мы становимся свидетелями нового раунда игры «в гляделки», но, похоже, не так все просто. Скорее, речь о том, что мир после переформатирования начинает обретать привычные черты. Он возвращается к формату человеческого. Может статься, это лишь оптическая обманка. А может, и нет…

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера