Архив   Авторы  
«Пробуждение» - часть триптиха «Сон», который можно увидеть на выставке Алексея Кравченко в галерее «Наши художники»

Роскошь свободы
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Живопись Алексея Кравченко в Борках

 

Галерея «Наши художники» до 10 июня показывает выставку Алексея Ильича Кравченко, в начале 1920-х едва ли не более известного мастера, чем Фаворский. В 1925-м на международной выставке в Париже именно его работы получили Гран-при. Иллюстрации к Гофману впечатлили и Анатолия Луначарского, и Льва Троцкого. Последний, впрочем, в личном письме художнику не преминул выразить недоумение: «Но почему Гофман? …Вся наша эпоха - и войны, и революции - есть устранение оттенков, тонов, переходов, деталей - при небывало резком обнаружении основных очертаний: жесткость - так жесткость, героизм - так героизм, голод - так голод. Я думаю, что эта эпоха могла бы найти свое выражение и в гравюре, но не романтически-реставраторской и не пассивно-иллюстраторской».

Насчет жесткости эпохи Кравченко не надо было ничего объяснять. Он навидался ужасов и на Первой мировой, и во время Гражданской. Его родной Саратов, куда он вернулся в 1917 году из Москвы с женой и крохотной дочкой, переходил несколько раз от белых к красным. Вопрос, похоже, был в том, что как раз жизнь без оттенков в его глазах выглядела не восхитительным воплощением революционного идеала, а гротесковым гиньолем, словно сошедшим со страниц «Крошки Цахеса» или «Вия». Нюансы он ценил даже в графике. Не случайно современники называли его гравюры «живописными». Более того, даже рутинное противопоставление граверов и живописцев в его глазах выглядело странным казусом академической школы. По воспоминаниям дочери, он мечтал о фресках. Но какие уж фрески во времена, когда взрывали церкви…

На выставке можно увидеть гравюры, вырезанные на дереве, по произведениям Гофмана, Гоголя, Диккенса, Пушкина, Цвейга. Страсти, кульминация драм и трагедий выражены строгим языком черно-белой гравюры, лаконичным и мощным. Но главный акцент в экспозиции поставлен на других работах - цветных офортах, рисунках и живописи. Рядом с сотней графических работ - 40 полотен из частных собраний. Это весомая часть наследия Кравченко, если учесть, что оно насчитывает около 300 картин. Сам он признавался, что для него «писание маслом было… подлинным праздником, необычайно прекрасным отдыхом и самым любимым делом». Можно добавить, что при загруженности заказами оно было еще и роскошью свободы, которую он мог позволить себе нечасто.

Кравченко-живописец, кажется, решительно не имеет ничего общего с Кравченко-графиком. Вместо драм и страстей - пастораль с романтическими развалинами у озера, где нашли отдых пастух со стадом овец и художник с мольбертом. Вместо жесткой определенности ч/б - свечение тел нежных красавиц, пейзажи с розовыми домами и сиреневыми лодками, голубые купальщицы, похожие на наяд… Словом, все, что так ценил Серебряный век. Взглянув на даты, ошеломленно понимаешь, что и восточных красавиц, и мирные виды «Корольковских дач» под Саратовом художник писал в 1918 году. Аккурат в момент, когда эпоха устраняла оттенки и детали. Позже манера его живописи не слишком изменилась. Но с 1920-го он перестает ее не только выставлять, но и показывать. Собственно, картины обнаружили в 1973-м, через тридцать лет и три года после его смерти. Похоже на то, что Алексею Ильичу удалось воплотить в своей жизни романтическое двоемирие, нигде не поступившись профессионализмом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера