Архив   Авторы  
На выставке «В кругу семьи» в ГМИИ Имени А. С. Пушкина

Не частное дело
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

«В кругу семьи» на Волхонке

 

Выставка, которая открылась в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках фестиваля «Черешневый лес», элегантно перекидывает мостик от актуальности к вечности. От объявленного в России Года семьи - к образам «Святого семейства» в работах средневековых мастеров, к малым голландцам, к галантности французского осьмнадцатого столетия, и дальше - к Шагалу, Тышлеру, ПастернакуЕ Пригодились даже Пикассо с его этюдом «Странствующих комедиантов» и Константин Сомов с насмешливым парафразом пасторалей. Выше похвал графический раздел, где можно обнаружить офорты Рембрандта, Тьеполо-младшего и гравюры язвительных англичан, сплавивших назидательность с гротескомЕ

Название «В кругу семьи» предполагает что-то вроде гимна частной жизни, которая служит укрытием от бурь внешнего мира. Но, посмотрев экспозицию, не без удивления обнаруживаешь, что тема столь востребованной сегодня приватности весьма мало волновала художников, да, видимо, и заказчиков прошлых времен.

Для художников-протестантов частное пространство пронизано напряженным устремлением к Богу. Именно оно определяет уклад, стиль и смысл жизни. Полотно Абрахама Ван Дейка «Молитва перед обедом» свидетельствует об этом весьма красноречиво. Но, конечно, ярче всего это взаимопроникновение земного и небесного чувствуется в офортах Рембрандта. Дева Мария с младенцем на руках у домашнего очага, Христос возвращается с родителями из храма, словно обычный ученик из школы. Хотя сюжеты насыщены библейской символикой, они не выглядят назидательными аллегориями. Эти смиренные образы полны жертвенной любви и тепла. Тем временем в странах, не затронутых Реформацией и буржуазными революциями, семейный портрет служит прославлению радостей бренной жизни. Достаточно вспомнить Рубенса и фламандскую живопись. Как и прежде, семейный портрет остается привилегией аристократии. Он призван подчеркнуть социальный статус своих героев и связь с предыдущими поколениями. Скажем, на портрете княгини Екатерины Барятинской, писанном Анжеликой Кауфман в Риме в 1791 году, она изображена на фоне бюста отца с медальоном с портретом мужа в руке. Рядом стоят сын и дочь с мужем. Семья тут лишь веточка на генеалогическом древе. Отсюда - роскошь наряда и строгая представительность облика, словно на дипприеме. Очевидно, частная жизнь тут регламентирована и подчинена жестким правилам, не хуже светской.

Только когда сентиментализм вошел в моду, художники, особенно французские, бросились живописать радости чувствительных душ и семейных уз. Но им не повезло - тут подоспело взятие Бастилии, и гильотины заняли центральное место на площадях. Впрочем, оказалось, что о великих потрясениях можно говорить так, словно речь идет о любовных треволнениях. Персонажи полотен Луи Буальи «Горестная разлука», «Обморок» и работы Анри ван Горпа «Свидание с узником» похожи на героев пасторалей. Но очевидно, что застывшая у тюрьмы аристократка-красавица с дочерью прощается с мужем перед казнью. Пастораль обернулась гиньолем.

XIX век был занят прогрессом и революциями. Последние вместе со старыми режимами крушили и семью. ХХ век долго считал это большим достижением. Пока не оказалось, что других крепостей в запасе у частного лица не предвидится. И сегодня лирические зарисовки детской Зинаиды Серебряковой, летящие над городом влюбленные у Марка Шагала или семейная пара, написанная Владимиром Вейсбергом без примет быта, выглядят портретом покинутого рая. Кто знает, возможно ли возвращение...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера