Архив   Авторы  
На выставке Федора Матвеева в Третьяковской галерее среди других работ экспонируется и "Вид Италии" 1805 года из собрания Рыбинского художественного музея

Невозвращенец
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

В Инженерном корпусе открылась выставка Федора Матвеева, приуроченная к 250-летию художника

 

Федор Михайлович - дитя осьмнадцатого столетия с его культом разума, классической красоты и гармонии. Среди современников он прославился мастерским писанием итальянских пейзажей, выполненным строго по правилам классицизма. С непременными развалинами античного храма, пейзанками или пастухами на первом плане и голубой нежной дымкой вдали, скрывающей горы или морскую даль… От этих пейзажей требовали не "рабского копирования натуры" (о последнем отзывались неодобрительно), а вкуса, мастерства колориста и знания образцов. Среди последних почитались картины Пуссена, Лоррена, а также немца Хаккерта. Среди поклонников последнего был не только Гёте, но и императрица Екатерина II и великий князь Павел Петрович. Неудивительно, что и русский пансионер Академии художеств ориентируется на Хаккерта. Его "Итальянский пейзаж" (1786) повторяет сицилийский ландшафт немецкого художника, а в 1810 году Матвеев делает композицию Лоррена основой своего "Пейзажа с руинами".

Надо сказать, что в те времена, когда о фотоаппарате никто слыхом не слыхивал, копии рассматривались не как нечто второсортное, а как своего рода состязание с оригиналом. Так, спортсмены сегодня, прежде чем поставить рекорд, берут планку, установленную предшественником. Уже в следующем столетии заветы классицизма вышли из моды, все бросились рисовать натуру, и чем скромнее и непрезентабельнее она была, тем упорнее был художник, тем более заметен был его дар. К началу ХХ века старик Матвеев был, казалось, прочно забыт. Но вот чудеса - сегодня его сложносочиненные пейзажи, где немножко от буколических красот Лоррена, немного от Пуссена, непременно боковые "кулисы" на первом плане, смотрятся ничем не хуже постмодернистского микста. В его картинах нет иронии, но нет и напыщенного пафоса. Их условность не предназначена для обмана. Он конструирует идеальный мир, где величие природы не грозит гибелью человеку, а Римская империя развалилась слишком давно, чтобы ее падение оплакивать как трагедию. Этот шаткий миг покоя и равновесия - мостик, перекинутый от вечности к настоящему, - и ловит старинный живописец. Он умеет быть разнообразным, его полотна дают возможность путешествовать взгляду, следующему за крохотными путниками в пейзаже. Чего ж вам боле?

Судьба самого художника не была столь же мирной, как его пейзажи. Получив золотую медаль академии, он был отправлен в Италию с пансионом на три года. Но через три года он возвращаться не захотел. А когда захотел, денег не было. В итоге Матвеев так и прожил все оставшиеся 40 лет жизни в Италии, умудрившись даже поучаствовать в борьбе за ее независимость. По крайней мере в 1799 году он был ненадолго арестован за связь с одной из бунтарских организаций. В 1818-м Александр I назначил ему пожизненный пенсион, за что благодарный Матвеев послал императору шесть полотен своей работы.

Сегодня многие русские открывают для себя Италию так же, как в XVIII веке ее открывали путешественники, отправлявшиеся в voyage pittoresque. То есть в путешествие, где в качестве достопримечательностей рассматривались виды и архитектурные древности. Умение насладиться поэтическим видом было среди качеств, обязательных для образованного человека. В поисках этих видов Матвеев объездил не только Италию, но и часть Швейцарии, поэтому он и в современных путешествиях может оказаться одним из лучших "провожателей", выражаясь старинным слогом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера