Архив   Авторы  
Мария Ломакина. "Сбор винограда" (1927 год). Из коллекции Третьяковской галереи

Наследница
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Работы Марии Ломакиной в ГТГ

 

Дед Марии Ломакиной вместе с Балакиревым добивался открытия первой бесплатной музыкальной школы в России. Его внучка учила сельских детей, резчиков по дереву и народных мастеров рисунку. Но кроме того, окончила Высшие женские курсы и Петроградскую академию художеств, училась у Юона и Петрова-Водкина, была сильным интересным художником, не вписавшимся в систему распределения заказов на портреты мудрых вождей и жанровые картины об их встрече с народом. Тогда это казалось недостатком, сегодня - достоинством.

Судя по замечательному длинному свитку с "Татарским эпосом" (1922), который для выставки извлечен из запасников Музея искусства народов Востока, Ломакину влекли монументальные росписи. После войны по заказу Исторического музея она воспроизводит по собственным копиям два фрагмента фресок новгородской церкви Спаса-Нередицы, пострадавшей во время боев. Тогда же появляются копии с реконструкцией фресок Софийского собора в Киеве. Но фактически это был едва ли не единственный момент в жизни, когда ее дар монументалиста оказался востребован.

Зарабатывать ей приходилось в основном преподаванием рисунка в школах, в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Неудивительно, что в своем дневнике в 1928 году она записывает: "…Люблю живопись. Хочу писать. Но это - роскошь, доступная избранным или нищему, ничего не требующему". От этой роскоши Мария Ломакина, к счастью, так и не смогла отказаться, несмотря на все тяготы жизни. Однако на рубеже 1930-х она рисует уже в основном только для себя. Монохромная серия "Из окна Богородской школы" очень хороша, равно как и пейзажи полей. Поразительно, но эти небольшие работы впечатляют почти эпической строгостью. В них нет ни камерности, ни женской сентиментальности. Интересно, как спустя четверть века изменится вид ее пейзажей. С тем же строгим вниманием, с каким она вглядывалась в геометрию полей, она будет писать облака над долиной, переменчивый свет небес, туманы и разливы. Очевидно, что ее по-прежнему волнует не лирика, а природная и живописная стихии, которые она чувствует очень тонко. При этом очевидно, что для художницы чрезмерно важны мотивы внутренней религиозной жизни. Тем более что до конца своей жизни в 64-м она живет с семьей в Загорске. Но также понятно, что не только по причинам разумной опасливости перед прессом идеологии в ее работах не сыскать ни декларативности, ни лубочной красивости, когда она пишет уголки и виды Троице-Сергиевой лавры. Колокольня, купола церкви, как правило, далеко на заднем плане. А на первом - забор, мокрая земля огорода, стволы деревьев или заснеженный двор. Но именно в этих неказистых, подчеркнуто "неживописных" пейзажах Мария Ломакина неожиданно акцентирует теплую, интимную, лирическую ноту. Отмечая не состояние природы, а настрой души. Выставка представляет публике серьезного мастера, знакомство с которым можно будет продолжить, если к концу года, как обещано, будут опубликованы ее дневники.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера