Архив   Авторы  
Выставка одного из славных московских концептуалистов последнего призыва Вадима Захарова NO DISTANCE открылась в галерее GMG

Овсянка, сэр!
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Выставка Вадима Захарова в Леонтьевском

 

No distance - так называется выставка, которая открылась в галерее GMG. Вадим Захаров - один из славных московских концептуалистов последнего призыва, то есть самого конца 1970-х-1980-х - в новом проекте прощается со своим персонажем Пастором. Глупый Пастор, появившийся в перформансах и на фотографиях в середине 90-х, имел внешность художника Захарова и привычки Дон Кихота. В частности, он норовил сразиться с ветряными мельницами, готов был бескорыстно поработать флюгером и отличался наивной серьезностью в поисках истины. В 2007-м Пастор, оказавшись в Вечном городе, продолжает эти прекрасные поиски. Так, одна из фотографий запечатлела его прыгающим на римском холме вместе с морковкой, подпись гласит "Морковь учит Пастора думать". На другой мы видим его тренирующимся быть бездомным - под полиэтиленовой пленкой на парковой скамейке. На третьей обнаруживаем ловящим ангелов. Ловля ангела подозрительно смахивает на рыбалку, где вместо удочки - веревочка, привязанная к пальцу, а вместо наживки - купленная в магазине игрушка. Детская игра и взрослая мудрость смешались тут, как в стихах Хармса и притчах св. Франциска. Больше всего глупый Пастор боится нравоучительной серьезности и самодовольства. Меньше всего он выглядит глупо, несмотря на нелепость своих затей. И вовсе не потому, что в момент "ловитвы" ангелов лежит на полу студии, позируя художнику в роли "мертвого пастора".

Дело в том, что отсутствие дистанции между абсурдом и прозрением, игрой понарошку и гибелью-прощанием с персонажем всерьез - не только художественная условность. Просто речь идет о вещах, к которым, по нынешнему выражению, код доступа неизвестен. Или - может быть, у каждого он свой. Поэтому тут взгляд беспомощен. Взгляд как раз дистанция. Захаров отказывается от нее, замещая взгляд касанием. Прикосновением к узорчатым решеткам исповедален в древних храмах. Тактильным ощущением, сохраненным в слепке пластилина. Фотографии, почти монохромные и черно-белые, плюс слепки- и акции складываются в серию "Касание сакрального". Слепки - оттиск вечности, отпечаток незримого - канала связи, через который шел тихий шепот признаний, раскаяний, смиренных просьб, обращенных с земли ввысь, к Богу. Все, что остается, только оттиск. Как оттиск краски на бумаге, в которую был завернут дешевый сувенирный бюст папы Иоанна Павла II. И важна не красота получившихся абстрактных пятен, а подлинность прикосновения.

Уничтожение дистанции взгляда - это еще и отказ от высокомерной дистанции рефлексии. Но какой же концептуализм без рефлексии? И тут Захаров, похоже, делает ход конем. Он фиксирует все возможные дистанции, созданные художниками, и вводит "точку кипения", где все они растворяются. Если вы думаете, что получилось что-то умозрительное вроде графиков, то ошибаетесь. Все художественные системы воплощены в реальные объекты, похожие на мебельный гарнитур неясного назначения. Странные кресла демонстрируют визуальные искажения обратной перспективы, характерной для икон. Высокий шкаф открывает просвет классической перспективы, как на картине эпохи Возрождения. В эти сооружения врезались, словно дротики, красные треугольники, родом из открытого космоса супрематизма. А где же точка кипения? Да вот же она, под вашими ногами- урчит, пыхтит на полу овсяная кашка. Точнее, ее проекция. Но все равно - уютная, согревающая, сытная. "Овсянка спасет современное искусство от дури самоуверенности!" - провозглашает художник. Прекрасный жест. К тому же отсылающий не только к простоте и пользе, но и к старой доброй традиции, благодаря которой один герой слышал с утра неизменное: "Овсянка, сэр!"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера