Архив   Авторы  
Художник Борис Орлов на открытии своей выставки «Воинство земное и воинство небесное»

Прах кумиров
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Скульптор Борис Орлов в Музее современного искусства

 

«Воинство земное и воинство небесное» - так называется выставка Бориса Орлова, открывшаяся в Ермолаевском переулке в рамках совместного проекта галереи ХL и Московского музея современного искусства «Москва актуальная». Экспозиция занимает четыре этажа, и много чего там есть. И имперские бюсты... И летящая ночная армада то ли птиц, то ли краснозвездных «ястребков» под предводительством двуглавого орла-бомбардираЕ И упоительная «Аллея героев», где гипсовый Юлий Цезарь исполняет все роли - от пионера до зэка и грудастой комбайнершиЕ И сюрреалистический «ГЕРБарий», где по-мичурински скрещены колосья пшеницы с монументальными снопами гербаЕ И триумфальные колесницы, смахивающие на тачки... И обломки деревянного «Икара»Е Короче, не выставка, а валящий с ног аттракцион, о каком мечтают крупнейшие музеи. Английская галерея Тейт авторов, способных на такой размах, разыскивает по всему миру, а у нас свой, родной, известный с 1970-х классик соц-артаЕ

Для другого все это могло бы звучать как комплимент, но не для Орлова. Все-таки его спецэффекты не голливудской природы, хотя, проходя мимо очередного бюста Цезаря, чей ветхий череп укреплен для верности обручами-стяжками, нет-нет да и вспоминаешь «Гладиатора» Ридли Скотта. Может, потому, что тема «соблазна имперской красоты» - основная у Орлова - не чужда и Скотту. Парадокс в том, что Бориса Орлова не свести к соблазну империи или утопии, даже в боекомплекте с беспощадной соц-артовской иронией. Жанры комикса и оды автора, кажется, равно не интересуют. Хотя при виде белоснежного бюста императрицы с грудями-шарами размером с футбольный мяч вопрос: «Уж не пародия ли это?» - напрашивается.

Меж тем выставка, похоже, предлагает ключ к разгадке. Для художника все эти «тотемы», парадные портреты и букеты из орденов интересны не только как изобретательные вариации на мотивы «пламенеющей брежневской эпохи». На самом верху - зал ранних работ 1970-х. Головы короля и королевы, Икара похожи на экспонаты археологических раскопок со следами реконструкции. Меж лап полуразрушенного терракотового Сфинкса - расколотый жертвенный сосуд. Тут нет и в помине триумфа власти. Речь о том, что ни императоры, ни жрецы тленья не убегут. Тема смерти тут главная. А параллельно идет другой мотив - пустоты, зияющей меж двумя условными профилями «Головы императора» или в брюхе «Троянского коня»Е Кумиры повержены, потому что они пусты и мертвы. Остальное - следствие.

Лишь в работе 1973 года «Пустыня» скульптор позволяет легчайший намек на альтернативу. Над вогнутой плоскостью высятся осыпающаяся громада памятника и тот же Сфинкс. Рядом с ними фигурки трех людей кажутся крохотными. Пожилой мужчина и женщина с младенцем, едущие на ослике. Только это семейство и живо в метафизическом пейзаже. У композиции понимаешь, что название выставки, заимствованное у иконы XVI века, очевидно, не дань иронии. Если это и ирония, то трагическая. Напоминающая о невозможности преодолеть разрыв между временем и вечностью, земным и небесным. Может, Орлов, конечно, и соц-артист, но кто же тогда романтик?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера