Архив   Авторы  
«Живые портреты» Энди Уорхола проложили дорогу видеоарту

Из рутины - в вечность
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

"Живые портреты" Уорхола - в Музее современного искусства

 

Если магнитофон Энди Уорхол считал своей женой ("Я не женился до 1964 года, когда у меня появился первый магнитофон. Моя жена"), то тогда кинокамера - это он сам. Если магнитофон забалтывает проблемы и выбалтывает чужие тайны, то фильмы хранят молчание. Мало того, Уорхол хотел, чтобы его фильмы, снятые любительской камерой на 16-миллиметровую пленку, показывали со скоростью 16 кадров в секунду - именно так "крутили" фильмы во времена Великого Немого. А поскольку они сняты быстрее, с обычной скоростью звукового кино - 24 кадра в секунду, то движения персонажей выглядят плавными, слегка замедленными, словно во сне.

Надо признать, что герои всех восемнадцати черно-белых фильмов Уорхола 1963-1966 годов, привезенных в Москву из нью-йоркского МоМА, и так никуда особенно не торопятся. Они неторопливо стригутся, набивают трубку или с энтузиазмом чистят зубы, как Джейн Хольцер, напевают что-то, как юный и прекрасный Деннис Хоппер, целуются ("Поцелуй"), жуют или просто спят ("Сон"). Нечто необычное совершает разве что Сальвадор Дали, который висит вниз головой, время от времени вращая глазами. Но на то он и Дали. С точки зрения Уорхола, неспешность - преимущество. "На моих фильмах успеваешь сделать больше, чем на любых других: можно поесть, выпить и покурить, и покашлять, и в сторону посмотреть, а потом опять на экран - и там все на месте", - заметил он в одном интервью.

Можно счесть это шуткой. Но признаемся, даже в виде шутки такую трогательную заботу о зрителе художники редко проявляют. А кроме того, нельзя не увидеть, что предполагаемые действия зрителя "поесть, выпить, покурить" - почти зеркально отражают действия героев. Они же тоже не совершают ничего великого и героического. Просто жуют, чистят зубы, вертятся на табурете... А Уорхол эти рутинные, автоматические действия ставит в центр. Превращает рутину в ритуал. Событие, одним словом. Конечно, от человека, который банки томатного супа превратил в художественное открытие века, и не такого ожидать можно. Дескать, это продолжение темы - банальное и есть прекрасное.

Но штука в том, что эти кинопортреты и впрямь прекрасны. Я не уверена, что молодая и неотразимая Сьюзан Зонтаг, крупноголовый Джеймс Розенквист, поворачивающийся на стуле, как вертящаяся скульптура, или та же Джейн Хольцер с ее зубной щеткой кажутся сегодня прекрасными, потому что банальны. Ну, хотя бы потому, что в их съемках нет примет повседневности. Строго говоря, и примет времени особых нет. Кроме возраста, разумеется. К тому же, позируя перед камерой, многие из персонажей считали, что они участвуют в кинопробах. По крайней мере, так в итоге оказались названы эти произведения - "Кинопробы". Но кинопроба, обычно набросок будущего проекта, у Уорхола оказывалась не только началом, но и финалом. Короче, она и была фильмом.

Получается, что кинопробы стали чем-то вроде "капсул времени", в которые Уорхол заключал своих друзей, чтобы транспортировать в вечность. Потому что, как он говорил в другом случае, "именно то, как все случается с тобой в жизни, и есть не-реальное", а кино - это самая реальность и есть. Особенно когда пройдет лет сто…

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера