Архив   Авторы  
Проект "Русское бедное", показанный в Перми, едва ли не впервые со времен соц-арта позволяет представить идентичность современного русского искусства

Бедность не порок
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

 

2008 год был богат на события. В сентябре в Москве прошла на нескольких площадках выставка Ильи и Эмилии Кабаковых. За 60 миллионов долларов было продано на Sotheby's полотно Малевича. В конце года разразился скандал на вручении Премии Кандинского. Если же выделять проект, который открывает перспективы, я бы говорил о проекте "Русское бедное", показанном прошедшей осенью в Перми. Что можно считать успехом выставки? Кто-то считает - большой наплыв посетителей. Кто-то - полемику в прессе. Но думаю, такого результата, как создание музея современного искусства на базе выставки, вряд ли кто припомнит. А в Перми случилось.

Этот музей (для него уже есть роскошное помещение - Речной вокзал), финансируемый частично Пермским краем, частично - местными предпринимателями, объединит итальянское искусство arte povera, произведения немца Йозе­фа Бойса, работавшего с такими материалами, как войлок и сало, и работы русских художников. Например, Валерия Кошлякова, который использует для своих проектов гофрированный картон, Николая Полисского, создававшего с артелью художников в Никола-Ленивце зиккурат из сена и башню из тыкв, Анатолия Осмоловского, чьи "Хлеба" из дерева отсылали разом к хлебу насущному и к иконостасу… В этом музее у русского искусства крепкая основательная позиция. Если представить, скажем, музей поп-арта, то понятно, что центром притяжения в нем станет американское искусство. В музее, основой которого стал проект "Русское бедное", русские художники будут равноправными собеседниками в диалоге с немецкими и итальянскими мастерами.

Прежде всего потому, что, на мой взгляд, проект "Русское бедное" едва ли не впервые со времен соц-арта позволяет представить идентичность современного русского искусства. Никто не писал манифестов, не выступал с заявлениями, не объединялся в группы или "фронт искусств". Тем не менее, не сговариваясь, художники смогли представить - каждый своими средствами - оппозицию миру глянца и роскоши, который выглядел тотальным и живучим, как хрен или лопух в огороде. Сегодня открываешь любой журнал, и на тебя смотрят сплошь Джоконды - красивые девушки в красивых позах, хорошо сфотографированные. В ситуации похищения красоты рекламой художник выбирает "бедность" формы и находит способ оставаться художником. Раньше, если вы спрашивали человека, чем современное русское искусство отличается от американского, европейского, он начинал говорить о том, что оно иронично, литературно, концептуально. Никогда речь не шла о формальных признаках. На выставке "Русское бедное" обнаружилось, что хотя все художники очень разные, они объединены формальной мощью. Последняя сформировалась как антитеза всевластию рынка. Это реакция не на кризис, а на кричащую роскошь и пошлость предшествующих лет. Грубо говоря, раньше была антитеза: либо быть современным - либо быть русским. Выставка в Перми убедительно показала, что можно быть русским современным художником.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера