Архив   Авторы  
Инсталляция Бориса Орлова "Ведьмин круг" представлена на выставке "Русские утопии" в галерее "Гараж"

Малевича хватит на всех
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

"Футурология" и "Русские утопии" в "Гараже"

 

Московская галерея "Гараж", предпочитающая называть себя центром современной культуры, вернулась из почти полугодичного отпуска под ручку с крупной выставкой - и не одной. Впрочем, "Футурология" и "Русские утопии" - две масштабные экспозиции, бок о бок функционирующие на территории бывшего автобусного парка - столь схожи по смыслу, что лишь очень пытливому посетителю под силу обнаружить в них хоть сколько-нибудь существенные различия. Обход "Футурологии" начинается с картин "Супрематическая композиция с черным крестом" и "Крестьянка. Мотив 1913 года", абстрактной и фигуративной работ Казимира Малевича, во многом определивших магистральные темы авангардного искусства в XX веке. Все остальное - уже рефлексия нашего времени по этому поводу: Сергей Бугаев "Африка" выстроил инсталляцию по мотивам "Черного квадрата", обставив ее артефактами былой идеологии и всамделишным тестом Роршаха. Андрей Кузькин поместил в черный куб голос человека, отчаянно пытающегося оттуда выбраться. В "Русских утопиях" Борис Орлов населил "Красный квадрат" мухоморами и окровавленными бюстами Сталина - символизируя таким образом крах утопии под названием Советский Союз. Рядом - реалии сегодняшней России: галогеновые лампы с нефтью внутри, как бы реконструирующие знаменитую башню Татлина, та же башня, но уже в виде свернутого трубочкой iPhone, покупатели в супермаркете, отлитые в духе школьных барельефов, отрисованные в жанре соцреализма кузбасские шахтеры, королевы красоты и улыбчивые культуристы... Будучи составными частями разных выставок (одну собрал французский искусствовед Эрве Михайлов, другая - плод усилий молодых кураторов Юлии Аксеновой и Татьяны Волковой), многочисленные картины, скульптуры и видеозарисовки не столько ведут диалог друг с другом, сколько сливаются в унисон.

Если работы, созданные пятнадцатью художниками специально для "Футурологии", предлагают зрителям утопические образы прошлого, то ретроспектива "Русские утопии" еще охотнее иронизирует над призраками советского искусства. Временами эта ирония переходит в откровенное ерничанье: например, когда головы от памятников Ленину соседствуют с изображениями античных героев, или супрематические фигуры авангардного классика Лазаря Лисицкого совокупляются под истошные женские стоны. Обнаружив себя в этой галерее хихикающих симулякров и постмодернизма победившей формы, невольно начинаешь доверять крайностям - и здесь на помощь приходит разве что остроумная сдержанность Павла Пепперштейна, в академическом стиле отрисовавшего автопортрет с утконосом, или откровенная идиотия жуликоватых гениев Мизина и Шабурова. Серия картин двухлетней давности, на которых группа "Синие носы" изобразила мартышек с Малевичем в лапах, - это, пожалуй, самое четкое высказывание обеих выставок: мол, получили шедевры в наследство, а что с ними делать, не знаем. Вместо продолжения традиций получается лишь ребяческое подтрунивание, и во всем "Гараже" этому по большей части несмешному цитатнику известных приемов противостоять может только сам Малевич. А ему на это и двух картин хватит.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера