Архив   Авторы  
«Натюрморт в розовых тонах» Иосифа Островского представлен на выставке «Идиш-Ланд в живописи очевидцев» в ЦДХ

В черте оседлости
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

«Идиш-Ланд в живописи очевидцев» в ЦДХ

 

Уже в самом названии этой выставки есть элемент лукавства. Конечно, все из представленных в галерее «Веллум» художников — евреи, но далеко не каждый из них действительно видел воочию ту самую «черту оседлости». А именно — то, что и имели в виду устроители, формируя коллекцию, которую можно до 14 ноября увидеть в галерее «Веллум» ЦДХ.

Напомним, граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям, исторически была установлена русской императрицей Екатериной II и располагалась приблизительно по границам Великороссии с Малой и Белой Русью и Прибалтикой, включая в себя части нынешних Смоленской и Псковской областей. Среди экспонентов выставки есть не только те, кто родился «за чертой», — а это Абрам Моносзон, Анатолий Каплан (Танхум Лейвикович), Меер Аксельрод. Такие авторы, как скульптор Григорий Златогоров или живописец и график Борис Бомштейн, имеют к местам жизни предков лишь опосредованное отношение. Но зато какое! Как говорит Бомштейн, «я узнал, что я еврей, в 6 лет, вернувшись в Москву из эвакуации; и потом ни разу об этом не пожалел. Папа погиб на войне, а мама с бабушками говорили на идиш. Я на них смотрел, отсюда и рождались мои нынешние герои». А вот работы тончайшего мастера, балансирующего на грани постимпрессионистических валеров, а иногда включающего в ткань полотна тонкие силуэты стариков. Это Иосиф Островский. Родился под Шепетовкой; он-то как раз всегда знал, кто он такой: вокруг, в самом центре идиш-ланда, все говорили на одном языке. Потом была Одесса, где мастерская Островского стала культовым местом сбора представителей местного андеграунда.

По словам арт-директора галереи «Веллум» искусствоведа Любови Агафоновой, которая последовательно разрабатывает в своих выставочных проектах тему русских еврейских художников, именно это сосуществование, этот контакт еврейской культуры с соседними культурами русских, украинцев, белорусов и породили в начале XX века феномен искусства идиш-ланда, влияние которого на мировую культуру вполне сравнимо с влиянием русского авангарда. «Все эти будущие гении — Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин — с детства видели в родных украинских и белорусских местечках церкви, расписанные местными вакулами-кузнецами в наивном, народном стиле», — говорит Агафонова. Да, собственно, они и не могли видеть ничего иного, ведь всего лишь двадцать с небольшим лет назад израильский раввинат принял решение, что евреи могут изображать человека, но без портретного сходства; до этого допускались лишь орнаментальные изображения. Агафонова продолжает свою мысль: «Они видели соседа-сапожника, который доил козу, загнав ее на крышу, потому что так удобнее под нее подлезть. И когда такой вакула-кузнец еврейского происхождения начинал заниматься живописью — рождался Шагал». Или Сутин. Или Каплан. Между прочим, работы Шагала и Каплана можно увидеть в музее Ватикана

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера